Amazon, Apple, Google и Facebook предложили разделить. Чем это грозит технологическим гигантам?

Американский сенатор Элизабет Уоррен, претендующая на пост кандидата в президенты от Демократической партии, предлагает разбить на части крупные технологические компании, включая Facebook, Google и Amazon, и отменить некоторые из их ранее разрешенных слияний.

Четыре технических гиганта - Amazon, Apple, Google и Facebook - стали объектом нового контроля со стороны правительства США. Опасения конкурентов, законодательных органов и групп потребителей относительно разрастающейся власти технологических компаний вызвали ряд проверок этих компаний по всему миру.

Европейский союз возбудил три дела против Google, связанных с его рекламной сетью, результатами поиска покупок и запрещением устанавливать приложения Google на альтернативные версии Android.

Немецкие регуляторы недавно постановили, что Facebook не может автоматически отслеживать своих пользователей на других веб-сайтах или объединять пользовательские данные WhatsApp и Instagram с данными Facebook.

По результатам проверок компании выплатили штрафы. Google был оштрафован на $9 млрд за последние три года.

Антимонопольные законы - это нормативные акты, которые контролируют распределение экономических сил в бизнесе, обеспечивают здоровую конкуренцию и рост экономики. Они запрещают ряд методов ведения бизнеса, к которым относятся заговоры о фиксировании цен, слияния корпораций для повышения конкурентного барьера и хищнические действия, направленные на получение или удержание монопольной власти.

Amazon - крупнейший в мире интернет-магазин, и из-за своего размера, так же как Apple, он находится под пристальным вниманием FTC, которая применяет федеральные антимонопольные законы в сегментах экономики с высокими потребительскими расходами и использованием цифровой коммуникации.

По мнению генерального директора компании Джеффа Безоса Amazon по-прежнему остается «мелким игроком» в розничной торговле. Для законодателей Amazon является обладателем 49% рынка.

Сенатор Уоррен критиковала деловую практику Amazon в отношении мелких поставщиков, подозревая Amazon в использовании своих розничных данных в конкурентной борьбе.

Согласно отчету компании, доля физических валовых продаж товаров, проданных на Amazon независимыми сторонними продавцами - предприятиями малого и среднего бизнеса -в два раза превышает собственные продажи Amazon. Сторонние продажи с начала работы компании выросли с 3% до 58%. Объем продаж Amazon вырос с $1,6 млрд в 1999 году до $117 млрд в прошлом году с совокупным годовым темпом роста в 25%. Продажи сторонних компаний выросли с $0,1 млрд до $160 млрд с совокупным годовым темпом роста в 52%.

Капитализация Apple колеблется около $1 трлн. В настоящее время он является ответчиком в групповом иске против повышения цен в Apple Store.

Верховный суд разрешил предпринять огромную антимонопольную групповую акцию против Apple, давая возможность потребителям доказать, что технологический гигант использовал монопольную власть для поднятия цен на приложения для iPhone. В ходе судебных разбирательств должно выясниться, как компания овладела властью над огромным количеством сторонних компаний, которые продают свои продукты через AppStore, каким образом запрещает им торговать в других местах и какую ​​играет роль в установлении цен.

Самая популярная поисковая система Google контролирует поток информации, владеет бизнесом в области навигации (Maps, Waze), видео (YouTube), мобильных операционных систем (Android) и др. Google попал в поле зрение Министерства юстиции после серии расследований, проведенных в Европе.

Наибольший интерес в расследовании деятельности компании может быть обращен на ее роль в экосистеме онлайн-рекламы. Google влаеет информацией, востребованной рекламодателями, от анализа поисковых объявлений и рекламных роликов на YouTube. Он также контролирует систему, которую многие рекламодатели используют для размещения и отслеживания рекламы на сайтах, не принадлежащих Google, через свой блок DoubleClick.

Google подвержен влияниям конкуренции в такой же мере, как многие другие. Его доля на рынке онлайн-рекламы сокращается. Хотя компания по-прежнему удерживает наибольшую долю расходов на цифровую рекламу в США, ее процентное владение рынком сократилась до 36,2% в этом году с 40,8% в 2016 году, по данным исследовательской компании eMarketer. Amazon и Facebook по-прежнему растут, до 8,8% и 22,1% соответственно.

Обвинить компанию с точки зрения нарушения антимонопольных законов в плане установления цен невозможно: она предоставляет услугу миллиардам людей во всем мире - бесплатно.

Facebook имеет более 2 млрд пользователей и владеет Instagram и WhatsApp. Его обвиняют в нарушении конфиденциальности пользователей, распространении дезинформации и содействии геноциду.

Элизабет Уоррен говорит, что Facebook должен выделить Instagram и WhatsApp в отдельные платформы. Корень проблем Facebook заключается в том, что его бизнес-модель требует удержания людей на сайте и сбора данных для целевой рекламы. Этот метод чреват для Facebook непреднамеренным распространением дезинформации. Эта проблема не может быть решена путем удаления Instagram.

Amazon, по мнению сенатора, должна выделить Whole Foods и Zappos, а Google - Waze, умный дом Nest и рекламную компанию DoubleClick. План Уоррен по сути заставляет эти компании стать «утилитами для платформ».

Это означает, что Amazon не может управлять своим онлайн-рынком и продавать Amazon Basics на рынке. Таким образом, Amazon не может рекомендовать свои собственные продукты в первую очередь на своем веб-сайте.

Google при разделении рекламного бизнеса не сможет расставлять приоритеты для своего собственного контента.

Выяснение лучшего способа регулирования технологических компаний будет включать в себя множество различных областей права - собственность, конфиденциальность, защита потребителей, интеллектуальная собственность.

В течение многих лет правительство США поддерживало крупные техгиганты в их поглощениях и слияниях, ни разу не упомянув о «антиконкурентных» опасениях.

Кроме того, ликвидация предыдущих слияний-редкие события в практике регуляторов.

Отделение, к примеру, Whole Foods от Amazon, будет трудно оспаривать в соответствии с действующим антимонопольным законодательством, которое оценивает слияния на основе того, как они влияют на цены для потребителей. С тех пор как Amazon купила Whole Foods, стоимость некоторых товаров снизилась. Amazon также контролирует лишь небольшой процент от общего рынка продуктов в США.

Проблема заключается и в том, что антимонопольное законодательство предназначено для решения проблем конкуренции, а не практики крупных технологических компаний.

Для решения таких вопросов, как конфиденциальность и обработка компаниями данных, правительству необходимо будет использовать другие инструменты, помимо антимонопольных.

Конгресс разрешал технологическим компаниям саморегулироваться годами. В настоящее время в США нет современного федерального закона о неприкосновенности частной жизни. Конгресс, возможно, рассмотрит создание нового агентства — специально для анализа практики цифровых платформ.


Размещённая в данном разделе информация и материалы носят справочно-информационный характер, адресован клиентам ООО ИК «Фридом Финанс», не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, не является предложением инвестировать в акции иностранных компаний.. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном обзоре, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). В информации, указанной в данном обзоре, не принимаются во внимание Ваши личные инвестиционные цели, финансовые условия или нужды. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является Вашей задачей. ООО ИК «Фридом Финанс» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в упомянутые в данном разделе финансовые инструменты, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии решения.

ООО ИК «Фридом Финанс» оказывает услуги заключения расчетных внебиржевых форвардных контрактов, базовым активом которых могут являться инструменты, размещаемые на торгах иностранных организаторов торгов, согласно пункта 4 Указания Банка России от 16.02.2015 N 3565-У "О видах производных финансовых инструментов" в Порядке оказания услуг по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (Приложение №5 к Регламенту обслуживания Клиентов ООО ИК «Фридом Финанс», далее — Порядок) и в соответствии со Стандартными условиями форвардного контракта на цену иностранного финансового инструмента (Тип «IPO») (Приложение №2 к Порядку). Согласно ч. 2 ст. 1062 ГК РФ требования граждан, связанные с участием в сделках, предусматривающих обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги, курса валюты, подлежат судебной защите только при условии их заключения на бирже. ООО ИК «Фридом Финанс» не оказывает услуги приобретения иностранных ценных бумаг, упомянутых в данном обзоре, за счет клиентов, не являющихся квалифицированными инвесторами.

ООО ИК «Фридом Финанс». Лицензия № 045-13561-100000 на осуществление брокерской деятельности, срок действия лицензии не ограничен.