Amazon, Apple, Google и Facebook предложили разделить. Чем это грозит технологическим гигантам?

Американский сенатор Элизабет Уоррен, претендующая на пост кандидата в президенты от Демократической партии, предлагает разбить на части крупные технологические компании, включая Facebook, Google и Amazon, и отменить некоторые из их ранее разрешенных слияний.

Четыре технических гиганта - Amazon, Apple, Google и Facebook - стали объектом нового контроля со стороны правительства США. Опасения конкурентов, законодательных органов и групп потребителей относительно разрастающейся власти технологических компаний вызвали ряд проверок этих компаний по всему миру.

Европейский союз возбудил три дела против Google, связанных с его рекламной сетью, результатами поиска покупок и запрещением устанавливать приложения Google на альтернативные версии Android.

Немецкие регуляторы недавно постановили, что Facebook не может автоматически отслеживать своих пользователей на других веб-сайтах или объединять пользовательские данные WhatsApp и Instagram с данными Facebook.

По результатам проверок компании выплатили штрафы. Google был оштрафован на $9 млрд за последние три года.

Антимонопольные законы - это нормативные акты, которые контролируют распределение экономических сил в бизнесе, обеспечивают здоровую конкуренцию и рост экономики. Они запрещают ряд методов ведения бизнеса, к которым относятся заговоры о фиксировании цен, слияния корпораций для повышения конкурентного барьера и хищнические действия, направленные на получение или удержание монопольной власти.

Amazon - крупнейший в мире интернет-магазин, и из-за своего размера, так же как Apple, он находится под пристальным вниманием FTC, которая применяет федеральные антимонопольные законы в сегментах экономики с высокими потребительскими расходами и использованием цифровой коммуникации.

По мнению генерального директора компании Джеффа Безоса Amazon по-прежнему остается «мелким игроком» в розничной торговле. Для законодателей Amazon является обладателем 49% рынка.

Сенатор Уоррен критиковала деловую практику Amazon в отношении мелких поставщиков, подозревая Amazon в использовании своих розничных данных в конкурентной борьбе.

Согласно отчету компании, доля физических валовых продаж товаров, проданных на Amazon независимыми сторонними продавцами - предприятиями малого и среднего бизнеса -в два раза превышает собственные продажи Amazon. Сторонние продажи с начала работы компании выросли с 3% до 58%. Объем продаж Amazon вырос с $1,6 млрд в 1999 году до $117 млрд в прошлом году с совокупным годовым темпом роста в 25%. Продажи сторонних компаний выросли с $0,1 млрд до $160 млрд с совокупным годовым темпом роста в 52%.

Капитализация Apple колеблется около $1 трлн. В настоящее время он является ответчиком в групповом иске против повышения цен в Apple Store.

Верховный суд разрешил предпринять огромную антимонопольную групповую акцию против Apple, давая возможность потребителям доказать, что технологический гигант использовал монопольную власть для поднятия цен на приложения для iPhone. В ходе судебных разбирательств должно выясниться, как компания овладела властью над огромным количеством сторонних компаний, которые продают свои продукты через AppStore, каким образом запрещает им торговать в других местах и какую ​​играет роль в установлении цен.

Самая популярная поисковая система Google контролирует поток информации, владеет бизнесом в области навигации (Maps, Waze), видео (YouTube), мобильных операционных систем (Android) и др. Google попал в поле зрение Министерства юстиции после серии расследований, проведенных в Европе.

Наибольший интерес в расследовании деятельности компании может быть обращен на ее роль в экосистеме онлайн-рекламы. Google влаеет информацией, востребованной рекламодателями, от анализа поисковых объявлений и рекламных роликов на YouTube. Он также контролирует систему, которую многие рекламодатели используют для размещения и отслеживания рекламы на сайтах, не принадлежащих Google, через свой блок DoubleClick.

Google подвержен влияниям конкуренции в такой же мере, как многие другие. Его доля на рынке онлайн-рекламы сокращается. Хотя компания по-прежнему удерживает наибольшую долю расходов на цифровую рекламу в США, ее процентное владение рынком сократилась до 36,2% в этом году с 40,8% в 2016 году, по данным исследовательской компании eMarketer. Amazon и Facebook по-прежнему растут, до 8,8% и 22,1% соответственно.

Обвинить компанию с точки зрения нарушения антимонопольных законов в плане установления цен невозможно: она предоставляет услугу миллиардам людей во всем мире - бесплатно.

Facebook имеет более 2 млрд пользователей и владеет Instagram и WhatsApp. Его обвиняют в нарушении конфиденциальности пользователей, распространении дезинформации и содействии геноциду.

Элизабет Уоррен говорит, что Facebook должен выделить Instagram и WhatsApp в отдельные платформы. Корень проблем Facebook заключается в том, что его бизнес-модель требует удержания людей на сайте и сбора данных для целевой рекламы. Этот метод чреват для Facebook непреднамеренным распространением дезинформации. Эта проблема не может быть решена путем удаления Instagram.

Amazon, по мнению сенатора, должна выделить Whole Foods и Zappos, а Google - Waze, умный дом Nest и рекламную компанию DoubleClick. План Уоррен по сути заставляет эти компании стать «утилитами для платформ».

Это означает, что Amazon не может управлять своим онлайн-рынком и продавать Amazon Basics на рынке. Таким образом, Amazon не может рекомендовать свои собственные продукты в первую очередь на своем веб-сайте.

Google при разделении рекламного бизнеса не сможет расставлять приоритеты для своего собственного контента.

Выяснение лучшего способа регулирования технологических компаний будет включать в себя множество различных областей права - собственность, конфиденциальность, защита потребителей, интеллектуальная собственность.

В течение многих лет правительство США поддерживало крупные техгиганты в их поглощениях и слияниях, ни разу не упомянув о «антиконкурентных» опасениях.

Кроме того, ликвидация предыдущих слияний-редкие события в практике регуляторов.

Отделение, к примеру, Whole Foods от Amazon, будет трудно оспаривать в соответствии с действующим антимонопольным законодательством, которое оценивает слияния на основе того, как они влияют на цены для потребителей. С тех пор как Amazon купила Whole Foods, стоимость некоторых товаров снизилась. Amazon также контролирует лишь небольшой процент от общего рынка продуктов в США.

Проблема заключается и в том, что антимонопольное законодательство предназначено для решения проблем конкуренции, а не практики крупных технологических компаний.

Для решения таких вопросов, как конфиденциальность и обработка компаниями данных, правительству необходимо будет использовать другие инструменты, помимо антимонопольных.

Конгресс разрешал технологическим компаниям саморегулироваться годами. В настоящее время в США нет современного федерального закона о неприкосновенности частной жизни. Конгресс, возможно, рассмотрит создание нового агентства — специально для анализа практики цифровых платформ.