Евгений Миронюк: BlaBlaCar взяла курс на укрупнение

Компания BlaBlaCar — это популярный сервис для пассажирских перевозок, особенно во Франции, где компания была основана. В течение всего времени существования и экспансии на международные рынки BlaBlaCar конкурировала прежде всего с автобусными междугородными перевозчиками. Спрос на услуги компании очень эластичен. Ее клиенты – люди, которые прежде всего стремятся сэкономить на стоимости дальней поездки. Именно запуск дешевых автобусных маршрутов во Франции, известных как «автобусы Макрона», снизил объем пользования услугами BlaBlaCar на треть в 2015 году. Его удалось восстановить после снижения сборов (комиссии) за пользование сервисом на основных направлениях. Обычно он составляет до 20% от стоимости поездки.

На этом фоне покупка крупнейшего автобусного оператора Франции — компани Ouibus выглядит попыткой поглощения конкурента для увеличения прибыли за счет выравнивания тарифов. Ранее BlaBlaCar также выступал активным игроком на рынке M&A (слияний и поглощений). Российский аналог BeepCar, запущенный Mail.ru Group, был приобретен в августе 2018 года и являлся главным конкурентом компании на тот момент. Также обсуждался вариант объединения с сервисом поиска билетов на автобусы Busfor.

Состоявшаяся покупка Ouibus не первая попытка расширить бизнес в смежном направлении. Во второй половине 2018 года запущен сервис BlaBlaPrо для владельцев автобусов и минивэнов. Он стал основным конкурентом Busfor.

В связи с фактическим отсутствием регулирования деятельности карпулинговых компаний у властей возникают вопросы к законности деятельности сервиса. Испанская конфедерация автобусного транспорта в 2017 году  подавала в суд на BlaBlaCar, требуя признать деятельность компании незаконной на территории страны, но арбитражный суд Мадрида иск отклонил. В России же BlaBlaCar была обвинена в помощи нелегальным перевозчикам. Истцом в суде по этому обвинению выступило «Объединение автопассажирских перевозок».

Возможностей для экспансии у BlaBlaCar достаточно. Несмотря на отсутствие статуса публичной, ей удается привлекать средства на венчурном рынке. Первый кредит в 70 тыс. евро владельцы получили еще в 2006 году. Стоимость оператора сервиса компании Comuto SA на настоящий момент оценивается в $1,6 млрд. Только в 2015 году в инвестраунде D BlaBlaCar удалось привлечь $200 млн. Вероятно, монополизация рынка карпулинга и приобретения перевозчиков-конкурентов продолжится и за пределами Франции.