Вадим Меркулов: Avast ждет успешное IPO

Через месяц Avast планирует провести на Лондонской бирже IPO в объеме $200 млн, в связи с чем оценка компании может вырасти с нынешних минимум $2,3 млрд до $4 млрд. Несмотря на большую базу клиентов, число которых составляет 435 млн, компания получила в виде выручки всего $250,98 млн, так как платной версией программы пользуется лишь около 1% всех ее клиентов. Правда, в эту сумму не входят доходы от корпоративного сегмента.

Перевести клиентов с бесплатной на платную версию довольно проблематично, так как в потребительском сегменте к защите ПК относятся с безразличием. Кроме продажи своего ПО, Avast генерирует выручку за счет рекламы, которая «вшита» в бесплатный антивирус и показывает баннеры внутри самой программы или в браузере. В целом рекламы немного, но она не пользуется спросом у пользователей, поэтому неэффективна и не создает постоянного денежного потока.

Стратегическая способность компании нарастить выручку ставится под сомнение, но при этом стоит отметить, что она генерирует чистую прибыль в размере $71 млн с маржинальностью в 28,5%. В индустрии кибербезопасности маржинальность в среднем очень низка — 6,5%, то есть по данному показателю Avast серьезно превосходит конкурентов. Ближайшая по маржинальности к Avast компания — это Oracle с капитализацией $187 млрд, но от услуг по предоставлению компьютерной защиты она получает менее 3% выручки. Считаю, что Avast успешно разместится на бирже в основном из-за ожиданий покупки этой компании. Огромная клиентская база и высокомаржинальный бизнес делают Avast привлекательным для поглощения активом со стороны таких крупных международных компаний, как Symantec, Palo Alto Networks или Check Point Software.