Георгий Ващенко: Процессы M&A в продуктовом ритейле не прекращаются

Компании увеличивают торговые площади не только за счет строительства новых магазинов, что требует от 2 до 24 мес., но и покупок торговых сетей. Недавно Магнит объявил о покупке сети магазинов в Сибири.
У Х5 5,1 млн кв.м. торговой площади, объем продаж оценивается на 2017 г. в диапазоне $20,9-21,8 млрд, или около $4,25 тыс. кв.м. Сеть занимает 8% рынка продуктового ритейла. Я полагаю, что ФАС даст разрешение с учетом доли рынка, после покупки она вырастет менее чем на 1%. Стоит отметить, что за год объем продаж Х5 увеличился на 24%.
В 3 кв. у ОКей трафик по сопоставимым магазинам сократился на 6,5%, это отчасти компенсировалось ростом среднего чека на 4,5%. ОКей насчитывает 168 магазинов торговой площадью 611 тыс. кв.м. Большая часть приходится на формат дискаунтеров и гипермаркетов, возможно, это один из поводов, почему Х5 хочет купить именно супермаркеты. Капитализация компании составляет $700 млн, или $1,14 тыс. на кв.м. Х5 торгуется по оценке $2,13 тыс. на кв.м. Х5 покупает бизнес у компании с хорошими операционными показателями, но дешевле по основным мультипликаторам. Срок окупаемости магазинов Окей составляет от 4 до 7 лет. Недооценка ОКей объясняется высоким долгом. Долговая нагрузка ОКей 3,6хEBITDA, чистый долг составляет 34 млрд руб. Из них 23 млрд приходится на облигации с купоном 9,5-11,6%. Долг Х5 около 160 млрд руб., или 1,7х годовой EBITDA.
Покупка части сети позволит Х5 избежать существенного роста долга. 37 магазинов общей площадью порядка 47 тыс. кв.м. можно оценить в $70 млн. Таким образом, после покупки долговая нагрузка Х5 возрастет приблизительно до 2х EBITDA.