GoPro: из князи в грязи… и обратно?


Если вы активно работаете с фондовым рынком, то вполне вероятно, что одним из самых ярких событий 2014 года для вас было IPO компании GoPro (GPRO). Пусть это и достаточно редко сейчас встречается, но на случай незнания поясним: GoPro является производителем так называемых экшн-камер. Это камеры, которые крепятся на мотоцикл, шлем, а иногда и просто на лоб при помощи подручных средств накануне совершения какого-либо экстремального действа. Камера тщательно фиксирует происходящее, что затем следует выложить на ютуб, увековечив таким образом свой удачный (или не очень) опыт экстрима.

Создать камеру такого размера - специфическая задача, особенно если она призвана выдержать испытания судьбы и рассказать-таки аудитории (например, поисковому отряду) что же именно произошло с очередным любителем острых ощущений. Тем не менее, GoPro с этой задаче справились и преуспели не только в техническом плане, - уже ранее упоминавшийся на страницах этого журнала феномен, когда название бренда заменяет название товарной категории, присутствует и здесь. Подразумевается, что целевая аудитория называет эти устройства не “экшн-камера”, а именно GoPro, что свидетельствует о силе бренда.

Соответствующим образом развивались и финансовые показатели, среди которых, например, рост выручки на 41% в 2014 году. Чистая прибыль за то же время выросла на 154% и составила $111,58 млн. Посмотрите на график стоимости бумаги после IPO: он очень похож на волну, штурм которой серфингисты также любят снимать при помощи GoPro. Когда акция выходит на рынок по $24, а через пару-тройку месяцев стоит больше $80, вы начинаете её любить. А ещё вы фиксируете прибыль, что и было сделано. И это нормально, поскольку “медовый месяц”, в данном случае - первое время для акции после IPO вечно продолжаться не может.



Все дождались завершения локап-периода, когда совладельцы компании не могли продавать свои акции. Затем “слабые руки” выпустили бумагу, “умные руки” её подобрали, и дело пошло к очередной волне. Но, тренд изменился благодаря информации от компании Ambarella, являющейся поставщиком компонентов для GoPro. В своем прогнозе производитель заявил, что ожидает существенного снижения объема поставок деталей, необходимых для экшн-камер. Рынок истрактовал это следующим образом: если ключевой заказчик этих компонентов (GoPro) планирует снизить объем закупок, значит бизнес вступает в сложный период. И всё: за месяц цена акции снизилась практически в два раза с уровня $60. Теперь, похоже, пришло время покупать.

Помимо хорошей экономики у GoPro есть отличный бренд и аудитория, по уровню лояльности сравнимая с Red Bull. Следует также принимать во внимание планирующийся в 2016 году выход на рынок дронов, где, как можно предположить, компания успешно потеснит большое количество noname разработчиков и поставщиков из Китая. Теперь еще немного пищи для ума: на рынке присутствует очень крупный производитель смартфонов и компьютеров, который стремится укрепить свои позиции на рынке, позиционируя себя как lifestyle компанию. В том числе за счет поглощения, например, производителей модных наушников. История про Apple и Beats, если вы еще не поняли о чем речь. Может ли она купить относительно дешево стоящую компанию-производителя модных камер для спорта, которые также любят звезды и спортсмены? Возможно. Впрочем и без этого резко подешевевший на слухах хороший бизнес это почти всегда интересная инвестиция. Надеемся, что эта компания, призванная запечатлевать яркие эмоции и делиться ими, подарит их инвесторам еще раз, и без лишнего экстрима.


© Игорь Чесноков, инвестиционный консультант ИК «Фридом Финанс»