Покупать самолеты все равно будут у Boeing

Игорь Клюшнев,
Начальник департамента торговых операций
ИК «Фридом Финанс»:


Сегодня рынок гражданской авиации является, по сути, олигополией, при этом Airbus и Boeing, являясь конкурентами, действуют очень аккуратно, не сбивая цены и не ведя нечестной игры друг против друга. Отсюда и стабильность в развитии: ожидается, что продажи ежегодно будут расти на 3-4% в год, а чистая прибыль – на 10-11%.
Помимо гражданской авиации, на которую приходится порядка 60% доходов, Boeing занимает лидирующие позиции на рынке военной авиации, спутников, противоракетной обороны и космонавтике. Более того, как и многие другие промышленные корпорации, Boeing имеет свою финансовую структуру, облегчающую покупку гражданских самолетов для своих клиентов.
Несомненным преимуществом Boeing и Airbus является крайне высокие пороги входа на рынок, чем и обусловлено доминирование и фактическая неконкуренция гигантов. На мой взгляд, такая расстановка сил продолжится еще долгое время, самолеты будут покупать только у них. Пример: имея достаточно неплохую авиаиндустрию у себя в стране, «Добролёт» даже после всех санкций, все равно объявил о покупке 16 судов Boeing, что уж говорить о странах, у которых вообще нет опыта в самолетостроении.

Плюсы компании:

1) Рост пассажиропотока и мировой экономики в целом
2) Представленный пару лет назад 787 Dreamliner станет дополнительным драйвером роста и несомненно уже сказался на имидже компании

Минусы:

1) Расходы на «оборонку» в США снижаются, следовательно объемы и маржинальность данного бизнеса падает
2) Также не стоит забывать про дивиденды – недавно Boeing увеличил их величину почти в два раза, в итоге дивидендная доходность составляет 2,5%