Lyft против Uber. Как крупнейшие агрегаторы такси борются за пассажиров и инвесторов

Маленькая победа маленького конкурента: в гонке за инвестициями Lyft буквально на бампер обошел своего главного визави Uber. 29 марта такси нового поколения Lyft (LYFT) разместит на бирже 30,77 млн акций в диапазоне $70-72. Аналитики «Фридом Финанс» ожидают роста на 30%. Uber тоже спешит, но недостаточно быстро: первопроходец рынка такси-агрегаторов проведет IPO только в апреле. Что ждет конкурентов на фондовом рынке, мы увидим совсем скоро. Как развивалась борьба с момента образования — узнаем прямо сейчас.

Святой Франциск, покровитель такси

Приложение Uber появилось в Сан-Франциско в 2009 году и взорвало «ламповый» мир такси. Сервис полностью изменил взаимоотношения таксопарков и клиентов и оказался на голову эффективнее привычной схемы. Теперь можно было вызвать машину из любой точки города, ждать ее всего пару минут и даже не платить денег — в смысле, не платить физически, оплата списывалась автоматом с карты, привязанной к телефону.

Сначала основатели стартапа Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп делали сервис исключительно для вызова элитного такси. В автопарке были лишь автомобили представительского класса Lincoln Town Car, Cadillac Escalade, BMW серии 7, Mercedes-Benz S550. Все в мире такси изменилось снова в 2012-м. На рынок вышел еще один агрегатор — Lyft. Его основатели не стали долго ломать голову над тем, где стартовать и запустили проект в Сан-Франциско.

Как и Uber, Lyft придумали два друга — Лоран Грин и Джон Циммер. Но стартап свой они изначально позиционировали совсем иначе. В то время, как Uber делает ставку на профессиональных водителей такси и обслуживание, Lyft вообще считает себя не перевозчиком, а сообществом людей, готовых помочь друг другу. Основатели даже сравнивают Lyft с Airbnb. Один сервис соединяет людей, которые ищут более дешевые поездки. Другой — водителей, для которых пассажироперевозки всего лишь подработка.

Uber не мог стоять в стороне и тут же внедрил новую опцию: вызвать недорогое такси UberX. Таксист-первопроходец перенял у Lyft систему, позволяющую водителям брать попутчиков по дороге — UberPool. А не так давно Uber внедрил еще одну похожую на сервис Lyft систему — аренда велосипедов и электросамокатов. 

Фокус или экспансия?

Самокаты в Lyft появились не случайно. Если Uber больше любит состоятельных клиентов, то Lyft ориентируется на миллениалов, которые не хотят платить больше за то, что можно получить дешевле. Но Lyft привлекает молодежь не только демократичными ценами. Например, чтобы клиенту было проще найти машину, водитель-«лифтер» включает анимацию. Раньше шоферы прикрепляли на такси светящийся значок с розовыми усами. Позже этот ход заменили еще более смелым девайсом, который крепится у лобового стекла — Amp, переливающийся разными красками дисплей с лого Lyft. Uber так далеко не пошел и продолжил придерживаться строгого стиля, брендируя машины крупным логотипом.

Зато в области ассортимента Uber ушел далеко вперед, точнее, вширь и даже ввысь. В Стамбуле появился сервис UberBOAT, который осуществляет переправу через пролив Босфор, на острове Бали заработал UberTrip (сервис аренды машины от 5 часов), в Сан-Паулу и в Дубае можно вызвать вертолет, а также появились функции UberMOTO (поездки на двухместных мопедах с водителем), UberPIZZA (доставка пиццы), UberPET (перевозка животных), UberKIDS (перевозка детей), UberEATS (сервис заказа еды). Все они работают в разных странах, не только на территории США, и это главная идея бизнеса Uber — дать клиентам возможность доехать откуда угодно, куда угодно и на чем угодно. Особую ставку Uber сейчас делает на воздушный транспорт. Кроме того, до IPO Uber хочет запустить доставку дронами и думает над сервисом аренды прицепов.

В отличие от Uber, Lyft работает только на территории США и Канады. Аналитики считают такую сфокусированность одновременно и недостатком, и преимуществом: меньше масштаб — больше перспективы. Чтобы увеличить капитализацию, компания должна будет запускать новые сервисы и выходить на новые рынки. Сейчас Lyft занимает около 28% американского рынка такси-агрегаторов, а Uber - целых 70%.

Нет водителя, нет проблемы

Стоит признать, что этими 28% рынка Lyft во многом обязан водителям Uber. В сентябре 2013 появилось сообщение, что один водитель Uber в Вашингтоне пытался задушить пассажира. В декабре 2014-го приложение Uber заблокировали в Индии после того, как водитель изнасиловал девушку в Дели. В июне 2015-го французские водители компании взбунтовались из-за низких зарплат. В феврале 2016-го водитель из Мичигана был осужден за убийство восьми человек. И это только малая часть скандалов, в которых была замешана компания.

В октябре 2016 года к водителям присоединились хакеры. Они украли с серверов Uber личные данные 50 миллионов пассажиров и 7 миллионов водителей. Компания скрыла этот факт. Только спустя год, когда под давлением акционеров основатель Uber Тревис Каланик был вынужден передать руководство компании Даре Хосровшахи, новый руководитель обнародовал факт взлома.

С Хосровшахи имидж компании начал восстанавливаться. Теперь компания готовится к IPO и рассчитывает на оценку стоимости в $120 млрд.

Lyft пока не был замешан в скандалах, и в этом заключается риск. У инвесторов Uber уже выработался некоторый иммунитет к историям, в которые попадают водители компании. Малейшая шумиха вокруг Lyft может негативно сказаться на котировках. 

Но Lyft и сам прекрасно понимает, в чем слабое звено такого сервиса. Еще в 2017 году компания вложилась в инженерный центр для разработки технологий автоматического вождения. Логика понятна: американские водители-роботы будут посговорчивее живых французских и явно менее склонны к насилию.

У Lyft внушительный список инвесторов: Rakuten (13,05%), General Motors (7,76%), Fidelity Investments (7,1%), Andreessen Horowitz (6,25%). 5,3% принадлежит Alphabet, владеющему поисковиком Google. Компания уже привлекла $4,9 миллиардов, а на IPO хочет привлечь еще $2 миллиарда, которые пойдут на общекорпоративные цели: пополнение оборотного капитала, покрытие операционных расходов и капитальных затрат.

Аналитики оценивают капитализацию компании в $25 млрд, и не боятся убытков, вызванных инвестициями в маркетинг и рекламу по привлечению новых клиентов и водителей. В конце концов, в 2018 году 81% компаний в преддверии IPO были убыточными. Это означает, что инвесторы готовы покупать акции сейчас, чтобы поддержать компанию, которая заработает больше денег в будущем.

Так что если заходить в Lyft, то выходить из него быстро не стоит. По прогнозам, к 2028 году количество пользователей сервиса достигнет 219 млн, выручка на одного клиента составит $167, а общая выручка Lyft к 2028-му, по прогнозам «Фридом Финанс», составит $36 млрд. При этом компания выйдет на прибыль только после 2024 года.

Как развернется противостояние Lyft и Uber на фондовом рынке, мы увидим уже скоро. А вне мира котировок война продолжается: обе компании обновили дизайн, сделав логотип и общую стилистику бренда более минималистичными. Uber запустил новые сервисы UberBusiness (для планирования поездок всех сотрудников компании), UberFreight (аренда грузовиков) и UberHealth (поездки с пациентам на прием к врачу и обратно). Lyft инвестировал в проект по разработке абсолютно экологически чистых автомобилей — миллениалы будут в восторге.

Кто выиграет эту битву? Сделать ставки можно будет совсем скоро.


Размещённая в данном разделе информация и материалы носят справочно-информационный характер, адресован клиентам ООО ИК «Фридом Финанс», не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, не является предложением инвестировать в акции иностранных компаний.. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном обзоре, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). В информации, указанной в данном обзоре, не принимаются во внимание Ваши личные инвестиционные цели, финансовые условия или нужды. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является Вашей задачей. ООО ИК «Фридом Финанс» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в упомянутые в данном разделе финансовые инструменты, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии решения.

ООО ИК «Фридом Финанс» оказывает услуги заключения расчетных внебиржевых форвардных контрактов, базовым активом которых могут являться инструменты, размещаемые на торгах иностранных организаторов торгов, согласно пункта 4 Указания Банка России от 16.02.2015 N 3565-У "О видах производных финансовых инструментов" в Порядке оказания услуг по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (Приложение №5 к Регламенту обслуживания Клиентов ООО ИК «Фридом Финанс», далее — Порядок) и в соответствии со Стандартными условиями форвардного контракта на цену иностранного финансового инструмента (Тип «IPO») (Приложение №2 к Порядку). Согласно ч. 2 ст. 1062 ГК РФ требования граждан, связанные с участием в сделках, предусматривающих обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги, курса валюты, подлежат судебной защите только при условии их заключения на бирже. ООО ИК «Фридом Финанс» не оказывает услуги приобретения иностранных ценных бумаг, упомянутых в данном обзоре, за счет клиентов, не являющихся квалифицированными инвесторами.

ООО ИК «Фридом Финанс». Лицензия № 045-13561-100000 на осуществление брокерской деятельности, срок действия лицензии не ограничен.