Иммунитет на $2 трлн. Почему Caterpillar не страшны экономические проблемы

«Я люблю Caterpillar. Я управлял ими долгое время», —признался неделю назад Дональд Трамп гендиректору производителя строительной техники Дугу Оберхельману. Признание состоялось на встрече с двумя десятками руководителей промышленных холдингов, которые пришли к президенту США, чтобы обсудить налоговую реформу и правила, направленные на повышение занятости в индустрии.

Регулирование становится настоящей головной болью для американской экономики. Deloitte оценивает годовые расходы производителей США на соответствие правилам в $2 трлн, или в 17% ВВП. В начале этой недели американская Ассоциация производителей оборудования опубликовала доклад, в котором отметила: повышение таможенных пошлин приведет к дальнейшему росту издержек, нарушениям работы цепочки поставок, повышению отпускных цен и сокращению рабочих мест. Список законов и актов, которым деятельность компании промышленного сектора должна соответствовать (Federal Register) на сегодняшний день насчитывает 61950 страниц и содержит почти 3300 актов. Это пачка бумаги высотой с трехэтажный дом.

Caterpillar, входящий в индекс Dow Jones, ощутил на себе прелести регулирования в полной мере. Один только рост таможенных пошлин обошелся ей в прошлом году в $100 млн.

За 90-летнюю историю компания не раз оказывалась жертвой строгого законодательства. Только в 1976 году Caterpillar потратил $67,7 млн на регистрацию, разрешения, лицензирование, составление отчетов и уплату сборов на получение всех этих допусков.

В 2011-м контролирующие органы признали Caterpillar виновной в нарушении закона «О чистом воздухе». Его нормам не соответствовали 590 тыс. двигателей С15. Компания заплатила штраф $2,55 млн, но этим дело не обошлось. Caterpillar отозвал двигатели и прекратил их производство.

В 2016 году компании пришлось отозвать двигатели серии Acert C13 и C15 и выплатить $60 млн по исковым заявлениям. Спасибо юристам, Caterpillar еще легко отделался: изначальная сумма претензий была в 20 раз выше. 

Бизнес на обочине

С 2015 года компания находится под пристальным вниманием федеральных правоохранительных органов, Федеральной корпорации по страхованию вкладов, Службы внутренних доходов и Управлению по контролю за соблюдением правил экспорта Министерства торговли США. Чиновники изучают, как дочерние компании Caterpillar используют средства на своих счетах в США и за рубежом. По состоянию на январь 2019 года компании или ее сотрудникам не было предъявлено никаких уголовных обвинений.

На сегодняшний день компания работает в 5 сегментах: строительная индустрия, ресурсная индустрия, энергетика и транспорт, финансовые продукты и страхование. Продукция компании продается под брендами Caterpillar, CAT, EMD, FG Wilson, MaK, MWM, Perkins, Progress Rail, SEM и Solar Turbines.

При этом к финансовому сектору компании относится и ее лицензионный бизнес — выпуск продукции под маркой CAT, не имеющие отношения к тяжелой технике.

Например, компания выпускает обувь под маркой CAT, и даже «промышленные» смартфоны, которые позволяют измерять тепловые характеристики с помощью уникальной функции тепловидения, известен своей прочной долговечностью и может работать под водой на глубине до 16 футов в течение часа. Этот и другие непрофильные бизнесы, включая финансовые услуги, приносят Caterpillar 6% выручки. 

Железное алиби

Объем продаж Caterpillar в 2019 году не претерпит каких-либо изменений, отмечается в последнем отчете компании. Более того, ожидаются большие перспективы роста в сегменте добывающей промышленности, энергетики и транспорта, хотя именно они были главными драйверами и в прошлом году.

Не сказывается на компании и рост ипотечной ставки. Caterpillar хоть и снабжает техникой строителей, не имеет прямого отношения к строительству жилья. А вот объявленное правительством увеличение вложений в развитие горнодобывающей отрасли будет способствовать росту продаж нового оборудования для сегмента.

Акции Caterpillar - не для тех, кто нервничает по поводу мировой экономики или цен на сырье. Эта компания подвержена гораздо более сильным факторам, чем макроэкономика.

Пока что новый генеральный директор Caterpillar Джим Амплби не чувствует любви Трампа. Но заявляет: «Мы всегда действовали добросовестно и как хороший корпоративный гражданин. Это не изменится». А что ему остается?