Регуляторы не хотят дожидаться решения политиков по автомобилям-роботам

На прошлой неделе стало известно, что Национальное управление безопасности дорожного движения США (NHTSA) намерено пересмотреть стандарты безопасности автомобилей в связи с появлением машин с автоматическими системами вождения. Это происходит на фоне затянувшихся дебатов в Конгрессе США, который начал обсуждение этого вопроса в 2017 г., но вряд ли примет решение в текущем году.

Министерство транспорта США выпустило 80-страничный документ, в котором содержится обновленная концепция принципов организации автомобильного движения. Это обновление получило название «Automated Vehicles 3.0». В нем указано намерение NHTSA изменить некоторые стандарты безопасности, чтобы обеспечить возможность эксплуатации автомобилей-роботов.

Опубликованный документ содержит заявление Министра транспорта США Элейн Чао о том, что автомобили-роботы могут значительно сократить количество дорожно-транспортных происшествий. С этим мнением согласны многие эксперты. К тому же отсутствие водителя позволяет существенно укрепить кузов авто. Например, уменьшить лобовое стекло, которое, буквально, является «дырой» в безопасности автомобилей.

Вероятно, американские регуляторы готовы к выводу автомобилей-роботов на дороги, и в настоящее время основным препятствием является политическое противодействие. Тем не менее, позиция регуляторов во главе с Элейн Чао указывает на то, что барьеры для роботов будут снижены. В частности, для роботов могут быть исключены стандарты безопасности, требуемые только при наличии водителя-человека.

В настоящее время автомобилям-роботам для дорог общего пользования необходимо соответствовать 75 стандартам безопасности, включая необходимость присутствия водителя за рулем — на случай нештатной ситуации.

Автопроизводители хотят выпустить новые автомобили-роботы без руля и педалей, что позволит максимально эффективно реализовать потенциал технологий автоматического вождения. Лидером в этой области является компания General Motors Company (GM, NYSE), которая уже подала заявку на вывод на рынок автомобиля без водительского места уже в 2019 г.

Пока неизвестно, сможет ли GM добиться разрешения, поскольку на пересмотр стандартов NHTSA может потребоваться много времени. Однако в пользу роботов может сыграть случай смертельного ДТП с участием автомобиля-робота от Uber. Это кажется парадоксальным, ведь этот случай является главным аргументом противников автомобилей-роботов. В то же время, данное ДТП имеет обратную сторону. Во время аварии на водительском месте сидел человек, который должен был взять управление на себя в экстренном случае, но этого не сделал. Таким образом, наличие руля и педалей не является решающим фактором обеспечения безопасности для автомобилей роботов. Пользуясь данным прецедентом, американские регуляторы могут разрешить коммерческую эксплуатацию таких авто при наличии дополнительных систем безопасности.