Новый рынок: как прокат электросамокатов Bird превращается в миллиардный бизнес

Американский стартап Bird, предлагающий прокат электросамокатов, в новом раунде инвестирования привлек $300 млн и достиг оценки в $2 млрд, по неофициальным сведениям. Компания получила невероятно высокую оценку и привлекает значительные средства от известных венчурных инвесторов, таких как Sequoia Capital и Accel Partner. Почему бизнес Bird, который многие не воспринимали серьезно, привлекает внимание инвесторов?

Первоначально Bird планировала привлечь $150 млн, но очень высокий интерес инвесторов позволил значительно превысить объем привлеченных средств. Это объясняется тем, что в настоящее время Bird является пионером отрасли, которая удовлетворит спрос на услуги персональной мобильности. Вероятно, некоторые инвесторы рассматривают стартап как «новый Uber» с большим потенциалом роста. Bird недоступна для публичных инвестиций, но бизнес компании представляет интерес с точки зрения развития нового рынка.

Транспортные услуги претерпевают наиболее быструю цифровую трансформацию, так как обычный персональный транспорт морально устарел и в ряде случаев требует слишком высоких расходов. Поэтому в центре внимания сверхскоростные поезда Hyperloop и межконтинентальный космолет Илона Маска, сервисы аренды авто с водителем, каршаринг, роботакси Waymo и General Motors, летающий транспорт от Uber и многое другое. Однако, как и в случае с доставкой товаров, наиболее сложной проблемой остается последняя миля.

В условиях перегруженных автомобилями городов потребителям часто необходимо преодолеть всего несколько километров, например от офиса к магазину или станции метро. Современный транспорт плохо подходит для таких коротких поездок, и здесь компания Bird нашла возможность для бизнеса, предлагая электросамокаты напрокат.

Принцип работы сервиса Bird

Электросамокаты позволяют двигаться как минимум вдвое быстрее, чем пешком, при этом пользователь платит всего $1 за старт поездки плюс 15 центов за каждую минуту. Обычно за 10-15 минут можно преодолеть расстояние в 5 км, то есть поездка стоит намного дешевле, чем на такси или любом другом транспорте. Самокаты можно оставить в любом месте — ночью их собирают и заряжают сотрудники Bird.

Консервативное мышление видит электросамокат игрушкой, однако он намного удобнее велосипеда для широкого круга потребителей. На самокате можно ехать в любой одежде, не прилагая усилий, он намного комфортнее в жаркую погоду и позволяет не напрягаться при езде в гору. Все эти преимущества стали причиной яркого старта Bird в США.

Сразу после запуска Bird в холмистом Сан-Франциско, самокатами стали пользоваться тысячи людей. Чрезвычайно высокая популярность даже стала причиной того, что местные власти пытались запретить сервис Bird. Официально это связали с тем, что люди бросали самокаты где попало, но в Bird считают, что ее можно решить, как это сделано в многочисленных сервисах проката велосипедов. Вероятно, массовый переход к использованию устройств персональной мобильности потребует от властей передать часть дорог под новый вид транспорта.

Таким образом, мы видим начало развития нового сегмента транспорта как услуги (TaaS) в сфере персональной мобильности, где многие десятилетия спрос был намного выше предложения. Вероятно, крупные игроки инвестируют в эту отрасль значительные средства.