Автомобили-роботы успешно дебютировали в добыче полезных ископаемых

Пока внимание медиа приковано к легковым автомобилям-роботам для дорог общего пользования, в отрасли добычи полезных ископаемых роботы прочно заняли нишу дешевого надежного транспорта. Тяжелые машины, способные работать круглосуточно в самых сложных условиях, уже в обозримом будущем повлияют на рынок сырьевых товаров.

Тяжелая техника, такая как карьерные самосвалы от компаний Komatsu и Caterpillar Inc. (CAT, NYSE), широко используется в открытых карьерах и позволяет сократить себестоимость разработок благодаря большой грузоподъемности. Однако такая техника требует квалифицированных водителей, поскольку вождение подобных гигантов в опасных условиях узких серпантинов дорог требует особой осторожности.

Поэтому технологические компании и производители грузового транспорта прилагают массу усилий для создания беспилотных грузовиков, которые намного эффективнее и безопаснее. В этой отрасли коммерческое применение автомобилей-роботов ушло далеко вперед в сравнении с более медленным распространением роботов на дорогах общего пользования.


Беспилотный самосвал Komatsu и самосвал Caterpillar 797 грузоподъемностью 345 т

Крупнейшие добывающие компании, такие как Rio Tinto (RIO, NYSE) и Barrick Gold (ABX, NYSE), расширяют использование роботов, в том числе способных осуществлять перевозку руды в подземных шахтах. Например, Rio Tinto в Австралии с 2018 г. сформирует автоматизированную логистику: буровые автоматы будут наполнять рудой беспилотные грузовики, которые в свою очередь будут загружать беспилотные поезда, доставляющие руду за сотни километров на перерабатывающие предприятия.

Barrick Gold сотрудничает с компанией – разработчиком и производителем решений для сетевых коммуникационных систем Cisco Systems, Inc. (CSCO, NASDAQ) в создании аналогичных систем доставки руды в шахтах, где GPS недоступна.

Роботы могут трудиться круглые сутки без выходных, не допуская простоя дорогостоящей техники. Кроме того, один оператор может управлять сразу десятком роботов, что существенно сокращает расходы на оплату труда.

Роботизация добывающей отрасли имеет две стороны. С одной стороны, добывающие компании сокращают себестоимость добычи, а с другой — сырье дешевеет благодаря росту объема производства при меньших затратах. Безусловными бенефициарами являются технологические компании, создающие роботов и сопутствующие системы. Для них появился новый рынок с потенциалом долгосрочной стабильной выручки. Одной из таких компаний является американская компания – разработчик систем навигации и автоматического вождения Trimble Inc. (TRMB, NASDAQ).