Китай запретит бензиновые и дизельные авто. Финал для старого автопрома?

В субботу на автофоруме в Тяньцзине прозвучало официальное объявление о том, что китайское правительство работает над графиком сворачивания производства и продаж автомобилей на дизельном и бензиновом топливе. Это станет поворотной точкой для мирового автопрома, так как сегодня многие автопроизводители рассчитывают на сохранение продаж за счет растущего рынка Китая и, в меньшей степени, Индии.

Китай пока не называет конкретных сроков закрытия «ископаемого автопрома», но почти наверняка это будет не позднее, чем в других странах, которые уже опубликовали аналогичные планы. Так, Франция и Великобритания планируют запретить продажи машин на ископаемом топливе в 2040 г., Германия — в 2030 г., а Норвегия — в 2025 г.

Для автопроизводителей это серьезный вызов. Производство обычных машин надо готовить к сворачиванию уже сейчас, переходя на производство электромобилей. Некоторые компании начали экспансию на рынок Китая, рассчитывая получить выгоду от традиционных технологий на этом рынке. Однако, как теперь ясно, Китай через 10-20 лет перестанет покупать бензиновые и дизельные авто. Уже сейчас Китай предлагает местным производителям электромобилей значительные субсидии, чтобы в итоге снизить загрязненность воздуха и зависимость от импорта нефти.

Благодаря такой позиции китайского правительства в стране ведущие автопроизводители готовы предложить дешевые электромобили. Пример — электромобиль Baojun E100, в создании которого участвовала General Motors Company (GM, NYSE). Этот компактный городской авто с запасом хода 150 км на одной зарядке стоит всего $5,3 тыс. В США и ЕС потребители платят в несколько раз больше за авто со схожими характеристиками.


Baojun E100. Продажи данного автомобиля в Китае начались в августе 2017 г.

Вероятно, большинство автопроизводителей не успеют наладить выпуск достаточного количества электромобилей для удовлетворения глобального спроса на электрические авто. Этот спрос после введения запретов резко вырастет. В Китае сильное собственное производство электромобилей, а на глобальном рынке лидерские позиции еще больше усилит Tesla Inc. (TSLA, NASDAQ), которая к этому моменту будет получать большую ежегодную выручку от продажи миллионов машин разных классов.

В то же время современные автогиганты пока отстают в развертывании производства электромобилей. Например, автоконцерн Volkswagen Group (VLKAY, NASDAQOTH) разработает собственную платформу лишь к 2020 г., а к 2025 г. планирует продавать 2 млн электромобилей. За 10-20 лет, предшествующих началу действия запретов, Volkswagen придется увеличить производство минимум в пять раз, чтобы достичь показателя продаж 2016 г. в 10,3 млн машин.

Решение Китая, фактически, ставит точку в долгосрочных перспективах массового бензинового и дизельного автопрома. Крупными рынками для бензиновых авто пока останутся Индия и Африка, однако возможности потребителей в этих регионах ограничены. Поэтому вряд ли автопроизводители смогут поддерживать ради этих рынков производство машин на ископаемом топливе и одновременно расширять производство электромобилей. Таким образом, главным критерием для оценки перспектив крупных автопроизводителей сегодня является возможность быстрого развертывания производства электромобилей. Однако из всех автопроизводителей только у Tesla есть собственный большой завод по производству аккумуляторов. Tesla имеет больше возможностей для расширения выпуска электромобилей без необходимости острой конкуренции за производственные мощности сторонних поставщиков аккумуляторов.