Отчет автопроизводителей: продажи внедорожников замедлились

Согласно ежемесячному отчету американских автопроизводителей, спрос на крупные внедорожники, кроссоверы и пикапы в июле резко упал. Сегмент, который обеспечивал рост продаж в период замедления рынка новых авто, кажется, тоже теряет объемы продаж. Почему так происходит?

В июле реализовано 1,4 млн автомобилей, что означает падение на 7% год к году и продолжение тренда снижения продаж: в июне продажи снизились на 2,9%, а в апреле — на 4,7%. Главная новость в том, что сокращаются продажи внедорожников, кроссоверов и пикапов, которые в 2016 г. обеспечили рекордные продажи автомобилей в США (17,5 млн штук авто всех типов). Если тренд продолжится, можно будет говорить о том, что автопром выходит к новому этапу развития.

В 2017 г. по итогам года продажи все еще будут большими и составят более 17 млн машин, но в 2018 г., вероятно, продажи снизятся. Это подорвет планы Дональда Трампа увеличить занятость и сократить дефицит торгового баланса США за счет расширения продаж американского автопрома.

В целом, замедление продаж крупных авто было ожидаемым, так как рынок насыщается, и сложившиеся условия не указывают на возможный рост в будущем. Автопроизводители готовят к выходу на рынок электрические кроссоверы и инвестируют в электротягу. Кроме того, Tesla Inc. (TSLA, NASDAQ) начала поставки доступного электрического седана Model 3 и разрабатывает электрокроссовер, более доступный, чем Model X.

Крупные бензиновые и дизельные внедорожники с трудом укладываются в ужесточающиеся экологические нормы. Это сужает ниши для авто. Например, новые модели кроссоверов с моторами менее 2 л не подходят для буксировки тяжелых прицепов, и владельцам лодок, домов на колесах и т. д. приходится покупать мощные пикапы стоимостью более $40 тыс. Постоянный рост цены делает внедорожники и пикапы менее доступными для массового покупателя. Сейчас средняя сумма кредита на авто в США почти достигла $30,7 тыс., а средняя ежемесячная выплата по автокредитам — $509. C учетом налоговых субсидий это близко к стоимости Model 3, при ее намного меньших эксплуатационных расходах.

В июле снизились продажи даже самых популярных внедорожников Chevrolet Silverado, Honda CR-V и Jeep Cherokee. Количество проданных кроссоверов Chevrolet Traverse уменьшилось на 43%, а пикапов Silverado — на 15%. Продажи машин Fiat Chrysler Automobiles (FCAU, NYSE) и Ford Motor (F, NYSE) сократились на 10,5% и 7,4% соответственно. У General Motors Company (GM, NYSE) в июле продажи уменьшились на 15,5% — в основном из-за снижения заказов на новые авто для сервисов проката. Продажи Honda упали на 1,2%. Выросли на 3,2% лишь продажи у Toyota, которая успешно продает кроссоверы Highlander и RAV4. Впрочем, во втором квартале 2017 г. и Toyota показывала отрицательную динамику роста продаж.

Таким образом, в настоящее время автомобильный рынок в США закономерно переживает период снижения спроса после бума продаж в 2016 г. Однако давление на продажи сохранится до появления новых моделей электрических авто в линейке продукции ведущих автопроизводителей. Выход Tesla на объем производства 500 тыс. автомобилей в год в 2018 г. станет заметным событием для авторынка США и почти наверняка повлияет на предпочтения потребителей.