Иск к немецкому автопрому изменит традиционный автомобильный рынок?

В пятницу 28 июля стало известно, что в США от имени американских водителей подан второй иск, обвиняющий немецких автопроизводителей в картельном сговоре. Это не просто продолжение серии исков по «дизельгейту», а фактически требование ответить за отсутствие инноваций в автопроме.

Бензиновые и дизельные автомобили уперлись в потолок модернизации и с трудом укладываются во все ужесточающиеся требования к расходу топлива и уровню выбросов. Крупные немецкие автоконцерны уже объявили о переходе в будущем к производству электромобилей. Однако переход потребует времени, тогда как сейчас многомиллиардный бизнес на основе двигателей внутреннего сгорания (ДВС) требует срочных мер для поддержания продаж. Для этого уменьшаются объемы моторов — на крупных кроссоверах уже устанавливаются ДВС объемом 1,5 л. Также обсуждается возможность добавления в легковые авто баков с мочевиной, нейтрализующей выхлоп, как на крупных автотягачах. Применялись и методы сокрытия реального уровня выбросов. В частности, в этом уличили автоконцерн Volkswagen, который в итоге потерял $24,5 млрд.

В исках, поданных на прошлой неделе, утверждается, что немецкие автопроизводители BMW, Volkswagen, Audi, Porsche, Bentley, Daimler и Mercedes-Benz при соучастии Bosch вступили в сговор с целью повышения стоимости авто при одновременном снижении конкуренции и замедлении внедрения инноваций.

В иске Сан-Франциско (подан 28 июля) указывается, что BMW, Daimler, Volkswagen, Audi и Porsche с 1996 г. делились конкурентной информацией о своих разработках в нарушение антимонопольного законодательства. При этом компании договорились ограничить развитие некоторых систем, в частности контроля за вредными выбросами. Более того, истцы выдвигают серьезные обвинения в том, что блокировались важные разработки в области тормозных систем, открывающихся крыш, электронных систем и элементов конструкции кузова. При этом был выбран приоритетный поставщик Robert Bosch GmbH для всех пяти автопроизводителей, что создало неравные конкурентные условия.

В иске Нью-Джерси (подан 25 июля) немецкие автопроизводители также обвиняются в 20-летнем сговоре с целью повышения прибыльности и использования технологий уклонения от требований по нормам выбросов. Истцы также утверждают, что автопроизводители устанавливали в свои автомобили более дешевые баки для мочевины, которые заведомо не могли обеспечить требуемое снижение вредных выбросов в обычных дорожных условиях.

Таким образом, против немецкого автопрома выдвинуты серьезные обвинения, которые, в случае выигрыша истцов, будут стоить автопроизводителям десятки миллиардов долларов и даже могут поставить под вопрос долгосрочные перспективы некоторых брендов. Пока рано говорить об исходе разбирательств. В Daimler уже заявили, что пятничный коллективный иск является необоснованным.В воскресенье источники Reuters сообщили, что Audi планирует сократить расходы на $12 млрд к 2022 г., чтобы финансировать разработку электромобилей. В частности, будут уволены четыре топ-менеджера из семи. 

Однако если американский суд подтвердит обвинения истцов, помимо очень крупных штрафов, которые в сумме почти наверняка превысят $100 млрд, рынок получит мощный негативный сигнал насчет перспектив автомобилей с ДВС. Инвестиции в легковой автопром на ископаемом топливе могут потерять привлекательность, а направление электромобилей получит мощный импульс роста.



Размещённая в данном разделе информация и материалы носят справочно-информационный характер, адресован клиентам ООО ИК «Фридом Финанс», не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, не является предложением инвестировать в акции иностранных компаний.. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном обзоре, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). В информации, указанной в данном обзоре, не принимаются во внимание Ваши личные инвестиционные цели, финансовые условия или нужды. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является Вашей задачей. ООО ИК «Фридом Финанс» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в упомянутые в данном разделе финансовые инструменты, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии решения.

ООО ИК «Фридом Финанс» оказывает услуги заключения расчетных внебиржевых форвардных контрактов, базовым активом которых могут являться инструменты, размещаемые на торгах иностранных организаторов торгов, согласно пункта 4 Указания Банка России от 16.02.2015 N 3565-У "О видах производных финансовых инструментов" в Порядке оказания услуг по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (Приложение №5 к Регламенту обслуживания Клиентов ООО ИК «Фридом Финанс», далее — Порядок) и в соответствии со Стандартными условиями форвардного контракта на цену иностранного финансового инструмента (Тип «IPO») (Приложение №2 к Порядку). Согласно ч. 2 ст. 1062 ГК РФ требования граждан, связанные с участием в сделках, предусматривающих обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги, курса валюты, подлежат судебной защите только при условии их заключения на бирже. ООО ИК «Фридом Финанс» не оказывает услуги приобретения иностранных ценных бумаг, упомянутых в данном обзоре, за счет клиентов, не являющихся квалифицированными инвесторами.

ООО ИК «Фридом Финанс». Лицензия № 045-13561-100000 на осуществление брокерской деятельности, срок действия лицензии не ограничен.