Во что SpaceX превратит космический бизнес Boeing и Lockheed

Частная космическая компания SpaceX завершила период тестовых запусков ракеты-носителя Falcon 9 и стала теснить старых операторов запусков, которые оказались к этому не готовы. В каком направлении будут развиваться ведущие аэрокосмические компании после выдающегося дебюта SpaceX?

SpaceX уже запускает по несколько ракет в месяц и получает оборонные контракты, которые раньше принадлежали оператору запуска ULA (альянс Boeing Company (BA, NYSE) и Lockheed Martin Corporation (LMT, NYSE)). Так, недавно ВВС США сообщили о том, что секретный беспилотный шаттл X-37B будет выводиться ракетой Falcon 9, а не Atlas V от ULA. Первый запуск шаттла на борту ракеты SpaceX состоится уже в августе 2017 года.

SpaceX воспользовалась чрезвычайно высокой стоимостью запуска ULA. Так, цена запланированного на 2020 год запуска тяжелой ракеты Delta IV производства Boeing составляет $422 млн. Средняя цена запуска ULA в настоящее время составляет $222 млн. С появлением новой тяжелой ракеты-носителя Vulcan (начало полетов в 2019-м) ULA обещал сократить стоимость пуска до $99 млн. По расчетам ВВС США, цена пусков до 2022 года снизится лишь до $392 млн.

В противовес этому уже сейчас SpaceX предлагает запуски средней ракеты Falcon 9 за $60-70 млн, а перспективной тяжелой Falcon Heavy — за $150 млн. Первый запуск Falcon Heavy должен состояться до конца текущего года.


Старт ракеты-носителя Delta IV

Таким образом, по стоимости запусков SpaceX выигрывает даже у перспективной тяжелой ракеты ULA.

Вероятно, для производителей ракет-носителей и операторов запусков такое быстрое развитие SpaceX было неожиданностью, как и продвижение другой компании Илона Маска — Tesla Inc. (TSLA, NASDAQ). Тем не менее от успехов SpaceX выиграет вся отрасль, включая Lockheed и Boeing.

Дело в том, что дороговизна вывода полезной нагрузки в космос является главным тормозом освоения космического пространства. В то же время коммерческое освоение космоса способно генерировать намного больше выручки для аэрокосмических компаний. Так, Lockheed и Boeing имеют сильные позиции в разработке пилотируемых и беспилотных космических аппаратов, но пуск стоит сотни миллионов долларов, поэтому нет речи о начале их массового производства. Один из примеров — многоразовая транспортная система Boeing XS-1, о которой ранее подробно рассказывал Ffin.ru. Такая система может летать в космос ежедневно, принося стабильный высокий доход. Компания Lockheed создает корабль Orion для полетов в дальний космос. Он может применяться, в том числе, и для коммерческих целей, например при разработке месторождений ценных металлов на астероидах. Но всем этим проектам нужны дешевые ракеты, чтобы начать новый этап коммерческого освоения космоса, и SpaceX стала его катализатором.

Космический корабль Orion


Размещённая в данном разделе информация и материалы носят справочно-информационный характер, адресован клиентам ООО ИК «Фридом Финанс», не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, не является предложением инвестировать в акции иностранных компаний.. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном обзоре, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). В информации, указанной в данном обзоре, не принимаются во внимание Ваши личные инвестиционные цели, финансовые условия или нужды. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является Вашей задачей. ООО ИК «Фридом Финанс» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в упомянутые в данном разделе финансовые инструменты, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии решения.

ООО ИК «Фридом Финанс» оказывает услуги заключения расчетных внебиржевых форвардных контрактов, базовым активом которых могут являться инструменты, размещаемые на торгах иностранных организаторов торгов, согласно пункта 4 Указания Банка России от 16.02.2015 N 3565-У "О видах производных финансовых инструментов" в Порядке оказания услуг по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (Приложение №5 к Регламенту обслуживания Клиентов ООО ИК «Фридом Финанс», далее — Порядок) и в соответствии со Стандартными условиями форвардного контракта на цену иностранного финансового инструмента (Тип «IPO») (Приложение №2 к Порядку). Согласно ч. 2 ст. 1062 ГК РФ требования граждан, связанные с участием в сделках, предусматривающих обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги, курса валюты, подлежат судебной защите только при условии их заключения на бирже. ООО ИК «Фридом Финанс» не оказывает услуги приобретения иностранных ценных бумаг, упомянутых в данном обзоре, за счет клиентов, не являющихся квалифицированными инвесторами.

ООО ИК «Фридом Финанс». Лицензия № 045-13561-100000 на осуществление брокерской деятельности, срок действия лицензии не ограничен.