Военные вертолеты — важное направление для инвестиций с 1950-х

Рынок военных вертолетов имеет особенности, которые делают его привлекательным направлением для инвестиций. В настоящее время американские винтокрылые машины занимают 44% рынка самых популярных военных вертолетов. Продажи вертолетов составляют значительную долю выручки некоторых компаний. Рассмотрим лидеров отрасли и перспективы для каждого из самых популярных вертолетов.

На поле боя вертолеты дебютировали в Корейской войне 1950-1951 годов, и с тех пор играют одну из ключевых ролей наряду с истребителями. В настоящее время передовые армии переходят к тактике действий малыми группами при поддержке тяжелого ракетно-артиллерийского вооружения и высокоточных авиационных боеприпасов. Вертолеты и другие машины вертикального взлета и посадки являются основой мобильности подразделений, и их значение будет расти.

Boeing CH-47 Chinook и AH-64 Apache

Аэрокосмическая корпорация Boeing Company (ВA, NYSE) производит военно-транспортный вертолет CH-47 Chinook стоимостью примерно $30 млн (цена может быть значительно больше в зависимости от модификации). Вертолет зарекомендовал себя хорошо еще со времен Вьетнамской войны и является основной машиной для перевозки тяжелых грузов и больших групп пехоты (примерно 50 солдат). Это надежная машина с большим сроком эксплуатации. В настоящее время в эксплуатации находится около 900 вертолетов этой марки, более 300 из них — в армии США. Благодаря CH-47 Chinook компания Boeing имеет долю в 4% на рынке популярных военных вертолетов, и спрос на этот вертолет сохраняется. Так, в 2017 году в мире летают на 20 больше Chinook, чем годом ранее. 

Boeing AH-64 Apache — 6% рынка и второй по популярности ударный вертолет после российского Ми-24/Ми-35. Это современная машина, созданная в 1980-е. В настоящее время используется 1100 вертолетов AH-64, и количество увеличивается: в текущем году эксплуатируется на 20 больше, чем в прошлом. У AH-64 хорошие перспективы роста продаж и длительной службы, поскольку вертолет имеет высокий потенциал для модернизации и гибкость тактического применения. В ходе конфликтов последних десятилетий AH-64 хорошо зарекомендовал себя как мощное средство противотанковой и противопартизанской борьбы.

Прямую конкуренцию вертолету от Boeing составляют более доступные и универсальные Ми-24/35, которых насчитывается около 920 (5% рынка). Вероятно, паритет сохранится в будущем.

Textron AH-1 и UH-1 

Компания Bell Helicopter, входящая в конгломерат Textron Inc. (TXT, NYSE), в настоящее время поддерживает эксплуатацию двух типов сверхпопулярных военных вертолетов, созданных на базе знаменитого UH-1, ставшего одним из символов войны во Вьетнаме.

Несмотря на почтенный возраст (выпускается с 1960 года), UH-1 в современной версии UH-1Y Venom продается очень хорошо благодаря легендарной живучести и простоте эксплуатации. Сейчас в эксплуатации по всему миру более 1400 UH-1 разных модификаций, или 7% рынка. Однако темп выбывания из строя старых вертолетов выше, чем темп ввода новых: за последний год количество снизилось на 50 вертолетов. Сильным фактором давления на продажи является конкуренция со стороны такого же надежного и простого, но более грузоподъемного российского ровесника, вертолета Ми-8/Ми-17. В прошлом году количество этих российских вертолетов в мире достигло 2815 единиц, доля на мировом рынке выросла до 14%.

Ударный вертолет Textron AH-1, созданный на базе UH-1, в настоящее время насчитывает 556 машин на службе — на 16 вертолетов больше, чем в 2016-м. Новейшая модификация AH-1Z Viper мало в чем уступает вертолету AH-64 Apache (включая цену) и широко используется в морской пехоте США. Заказы на AH-1 остаются сильными, и вертолет удерживает долю в 3% рынка.

Количество ранее популярных разведывательных вертолетов Textron OH-58 Kiowa сокращается: сейчас их насчитывается чуть более 500 (2% рынка). Постепенно роль этих машин на поле боя берут на себя беспилотники.

Lockheed UH-60 Black Hawk

Аэрокосмическая корпорация Lockheed Martin Corporation (LMT, NYSE) наряду с Boeing является лидером в поставках военных транспортных вертолетов благодаря современному среднему транспортнику UH-60 Black Hawk множества модификаций. Количество военных UH-60 в мире достигло примерно 3800 — это 19% мирового рынка. Ближе всего к этому показателю лишь российские Ми-8/Ми-17.

С момента начала выпуска в 1979 году компания продала около 4700 вертолетов. В итоге вертолетное подразделение Lockheed заработало $15,3 млрд и стало вторым по выручке сегментом бизнеса компании. UH-60 — относительно новая машина: около 80% из всех выпущенных вертолетов этой марки все еще в эксплуатации. Поэтому стоит ожидать роста поставок.


Размещённая в данном разделе информация и материалы носят справочно-информационный характер, адресован клиентам ООО ИК «Фридом Финанс», не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, не является предложением инвестировать в акции иностранных компаний.. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном обзоре, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). В информации, указанной в данном обзоре, не принимаются во внимание Ваши личные инвестиционные цели, финансовые условия или нужды. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является Вашей задачей. ООО ИК «Фридом Финанс» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в упомянутые в данном разделе финансовые инструменты, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии решения.

ООО ИК «Фридом Финанс» оказывает услуги заключения расчетных внебиржевых форвардных контрактов, базовым активом которых могут являться инструменты, размещаемые на торгах иностранных организаторов торгов, согласно пункта 4 Указания Банка России от 16.02.2015 N 3565-У "О видах производных финансовых инструментов" в Порядке оказания услуг по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (Приложение №5 к Регламенту обслуживания Клиентов ООО ИК «Фридом Финанс», далее — Порядок) и в соответствии со Стандартными условиями форвардного контракта на цену иностранного финансового инструмента (Тип «IPO») (Приложение №2 к Порядку). Согласно ч. 2 ст. 1062 ГК РФ требования граждан, связанные с участием в сделках, предусматривающих обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги, курса валюты, подлежат судебной защите только при условии их заключения на бирже. ООО ИК «Фридом Финанс» не оказывает услуги приобретения иностранных ценных бумаг, упомянутых в данном обзоре, за счет клиентов, не являющихся квалифицированными инвесторами.

ООО ИК «Фридом Финанс». Лицензия № 045-13561-100000 на осуществление брокерской деятельности, срок действия лицензии не ограничен.