На какие категории товаров больше всего влияет «эффект Amazon»

Розничные продажи в США с марта по май выросли в совокупности на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако большую часть роста продаж обеспечили продовольственные магазины и заправочные станции. Эксперты отмечают, что на традиционный ретейл продолжает влиять «эффект Amazon». Среди сегментов, которые пострадали более всего, спортивные, музыкальные товары, книги и товары для отдыха и развлечений. Под удар попали также продажи электроники в традиционных магазинах.

В традиционном ретейле продажи электроники год к году в марте-мае сократились на 0,2%. Реализация спортивных, музыкальных товаров и товаров для развлечения и отдыха упала на 3,9%. Товары для хобби, книги, спорттовары стоят относительно недорого, часто не требуют примерки, потому нет смысла тратить время на поиск таких товаров в обычном магазине. Эта же тенденция становится актуальной для электротоваров: порой для покупки достаточно знать функции устройства.

Пока Amazon незначительно влияет на продажи в продуктовых магазинах, заведениях общепита и на заправках. Эти сегменты показали рост 3%, 3,1% и 10,8% год к году соответственно. Однако ситуация может измениться.

Amazon.com (AMZN, NASDAQ) приобрела сеть продуктовых магазинов Whole Food Market, а значит будет более активным игроком на рынке продуктов питания.

Влияние интернет-торговли пока менее заметно в сфере продаж автомобилей и товаров для дома. Продажи автомобилей год к году выросли на 4,5% в марте-мае, а мебели и товаров для дома — на 4,8%.

Отметим, что потенциал интернет-торговли реализован еще не до конца, даже в таких развитых странах, как США, где потребители тратят на интернет-покупки всего 2,5% от общих доходов. Это мало, с учетом ВВП около $50 тыс. на душу населения. Доля Amazon на интернет-рынке США составляет около 43%. Лидеры по объему онлайн-продаж на душу населения — Великобритания и США. В этих странах на интернет-покупки в год тратят $1400 и $1200, соответственно. В других развитых странах, например в Канаде, Франции и Нидерландах, этот показатель почти в два раза ниже.

У интернет-торговли есть потенциал роста не только за счет увеличения объема продаж, но и за счет добавления новых категорий товаров, в реализации которых пока доминирует традиционный ретейл. Например, хорошей поддержкой для отрасли онлайн-ретейла могли бы стать продажи автомобилей, строительных материалов, товаров для дома.