Рынок гражданской авиации ждет масштабного обновления авиапарка

В понедельник, 19 июня, стартует Парижский авиасалон, на котором состоятся презентации новых самолетов и подписание контрактов. События на авиасалоне повлияют на котировки акций компаний, связанных с разработкой авиалайнеров и комплектующих. Какие ключевые факторы будут определять состояние рынка гражданских самолетов в ближайшее десятилетие?

Как ожидается, аэрокосмическая корпорация Boeing Company (ВA, NYSE) в Париже представит новый узкофюзеляжный самолет 737 MAX 10. Это более крупная и экономичная версия модели 737 MAX. Самолет может конкурировать с Airbus A320neo. В настоящее время A320 по количеству продаж выигрывает у самолетов Boeing и занял около 60% рынка наиболее востребованных узкофюзеляжных самолетов. Но с выходом на рынок модели 737 MAX 10 ситуация, вероятно, изменится, так как 737 MAX 10 имеет меньшую массу и расходует меньше топлива.

На рынке дальних широкофюзеляжных самолетов на Airbus давит провал дорогостоящего проекта А380. Большие самолеты не пользуются спросом. Например, авиакомпания Singapore Airlines сдала свои первые пять самолетов А380 компании, которая попытается использовать подержанные десятилетние авиалайнеры в качестве частных самолетов. Однако маловероятно, что гигантский авиалайнер будет востребованным в этой узкой нише. Скорее всего, самолеты придется отправить на утилизацию, и это мощный негативный сигнал для всех потенциальных покупателей А380. В этом месяце в Airbus заявили, что если новых заказов на А380 не будет, производство самолета сократится менее чем до единицы в месяц.

Спрос на широкофюзеляные самолеты снизился. Компании Boeing пришлось сократить производство широкофюзеляжного авиалайнера модели 777. В 2016 году Boeing поставила 99 самолетов 777, а в 2018-м ожидается поставка около 42 самолетов. Снижение темпов производства связано не только с уменьшением спроса, но и с тем, что американский авиаконцерн инвестирует миллиарды долларов в роботизированное производство новых авиалайнеров модели 777X, которые выйдут на рынок в 2020 году.

В настоящее время Boeing получила 340 заказов на самолеты 777X и ожидает массовых продаж в 2022-2023 годах, когда авиакомпании начнут цикл замены старых самолетов.

В краткосрочной перспективе рынок авиаперевозок будет оказывать давление на бизнес производителей самолетов. Сейчас на рынке переизбыток больших самолетов и недостаток надежных прогнозов по авиаперевозкам. Заявления политиков об угрозе терроризма, запреты ноутбуков, новый ближневосточный кризис и тому подобные новости заставляют авиакомпании отложить заказы новых самолетов. Авиакомпании Ближнего Востока — ключевые заказчики новых самолетов. Например, три авиакомпании Персидского залива (Emirates, Etihad Airways, Qatar Airways) заказали 235 самолетов Boeing 777X из общего количества 340. Однако бизнес авиакомпаний в регионе пострадал от падения цен на нефть и политических кризисов. Так, в 2016 году прибыль Emirates упала на 83%, а в текущем пострадала от запрета на использование ноутбуков на борту самолетов.

Вероятно, на Парижском авиасалоне будет меньше заказов на новые самолеты, а средняя цена контракта снизится. Однако долгосрочный прогноз развития отрасли гражданских авиаперевозок остается позитивным. Он основан на историческом тренде роста, который неизбежно продолжится, если в мире не случится глобальный политический и экономический кризис. Устойчивый восходящий тренд обусловлен тем, что средний класс в развивающихся странах расширяется и все чаще пользуется авиатранспортом. И если сейчас перевозчикам не хватает пассажиров, то в будущем эта проблема решится и стоит ожидать увеличения заказов на самолеты. Этот тренд заметен уже сейчас. За счет рынков Китая, Индии и Юго-Восточной Азии в апреле 2017 года глобальные пассажиропотоки выросли на 7,9% по сравнению с предыдущим годом.

Также следует помнить, что авиакомпаниям придется заменять стареющий парк авиалайнеров, поэтому в ближайшие 10 лет будут закупаться сотни новых самолетов всех типов. Вероятно, после 2020-го. Boeing станет лидером на рынке узкофюзеляжных и широкофюзеляжных самолетов благодаря стратегически верным инвестициям в инновационные материалы и снижение эксплуатационных расходов. Высокая доля композитных материалов в конструкции планера, высокоэкономичные двигатели и простое аэродромное обслуживание делают самолеты Boeing более конкурентоспособными в долгосрочной перспективе.


Размещённая в данном разделе информация и материалы носят справочно-информационный характер, адресован клиентам ООО ИК «Фридом Финанс», не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, не является предложением инвестировать в акции иностранных компаний.. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном обзоре, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). В информации, указанной в данном обзоре, не принимаются во внимание Ваши личные инвестиционные цели, финансовые условия или нужды. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является Вашей задачей. ООО ИК «Фридом Финанс» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в упомянутые в данном разделе финансовые инструменты, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии решения.

ООО ИК «Фридом Финанс» оказывает услуги заключения расчетных внебиржевых форвардных контрактов, базовым активом которых могут являться инструменты, размещаемые на торгах иностранных организаторов торгов, согласно пункта 4 Указания Банка России от 16.02.2015 N 3565-У "О видах производных финансовых инструментов" в Порядке оказания услуг по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (Приложение №5 к Регламенту обслуживания Клиентов ООО ИК «Фридом Финанс», далее — Порядок) и в соответствии со Стандартными условиями форвардного контракта на цену иностранного финансового инструмента (Тип «IPO») (Приложение №2 к Порядку). Согласно ч. 2 ст. 1062 ГК РФ требования граждан, связанные с участием в сделках, предусматривающих обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги, курса валюты, подлежат судебной защите только при условии их заключения на бирже. ООО ИК «Фридом Финанс» не оказывает услуги приобретения иностранных ценных бумаг, упомянутых в данном обзоре, за счет клиентов, не являющихся квалифицированными инвесторами.

ООО ИК «Фридом Финанс». Лицензия № 045-13561-100000 на осуществление брокерской деятельности, срок действия лицензии не ограничен.