Технологические гиганты Amazon и Apple рассчитывают на рынок Индии

Крупные технологические компании перешли к активному расширению на рынок Индии, который может принести им значительный доход.

Индия привлекает крупные технологические компании по нескольким причинам. Прежде всего это вторая по численности населения страна в мире: на сегодня здесь проживает более 1,3 млрд человек. Кроме того, по прогнозам аналитиков, благосостояние индийцев в ближайшие годы будет расти, что повлечет за собой увеличение потребительских расходов. Инвестиционная компания Trading Economics прогнозирует повышение личных доходов жителей Индии на 45% к 2020 году. Уже сегодня крупные компании с мировым именем пытаются закрепиться на этом перспективном рынке. В первую очередь речь идет о производителе смартфонов Apple Inc. (AAPL, NASDAQ) и гиганте интернет-ритейла Amazon.com Inc. (AMZN, NASDAQ). Обе компании видят перспективы рынка Индии и готовят бизнес-планы, которые позволили бы нарастить продажи в этом регионе. 

Amazon много инвестирует в создание местного видеоконтента, который можно было бы транслировать в сервисе Amazon Prime. По неподтвержденным данным, компания уже потратила на контент для пользователей в Индии около $5 млрд. Стоит отметить, что это привело к первым успехам: сервис Prime Video выбирают около двух третей абонентов услуги видео по запросу в стране. Сервисы потокового видео очень популярны в Индии, и трансляции могут собирать множество зрителей. Например, трансляцию матча по крикету смотрели около 80 млн зрителей. Amazon смогла добиться успеха в Индии за счет показа местного контента и специальных ценовых предложений для индийцев, которые в принципе не привыкли платить за потоковое видео. Также потоковое видео помогает Amazon формировать лояльность к бренду и увеличивать количество клиентов своего сервиса доставки.

Планы Apple также предполагают укрепление присутствия в Индии. Пока смартфоны iPhone находятся лишь на десятом месте по популярности у индийцев. Компания в прошлом году планировала продать на этом рынке около 10 млн аппаратов, однако смогла реализовать лишь 2 млн. Причина — ограниченная покупательская способность местных жителей. Дорогие товары Apple не находят здесь достаточной аудитории, и смартфоны, цена которых превышает $300, составляют всего 7% рынка. Тем не менее проникновение смартфонов на рынке Индии велико — около 30%, а общее количество пользователей смартфонов в стране выше, чем в США. 

Выходом для Apple может стать организация производства iPhone на местном рынке. Министерство финансов Индии ранее отклонило просьбу Apple о льготном налогообложении, что может ускорить создание сборочной линии в стране. Из-за высоких ввозных пошлин этот шаг — единственная возможность уменьшить цену на смартфоны. Apple начнет пробную сборку iPhone в Индии в мае и планирует запустить полноценное производство в 2018 году. Однако для этого нужно тесное сотрудничество с правительством страны, так как Apple потребуется импорт некоторых высокоточных компонентов. В ближайшее время министр коммуникационных и информационных технологий Индии Рави Шанкар Прасад намерен встретиться с высшим руководством Apple для обсуждения деталей проекта по сборке iPhone.

Кроме создания собственного производства в Индии, Apple намерена существенно расширить розничную сеть. Сейчас у производителя смартфонов около 100 магазинов в стране, но в ближайшие годы компания намерена в шесть раз увеличить количество официальных ретейлеров, чтобы повысить узнаваемость бренда, нарастить продажи и лучше противостоять китайским и корейским смартфонам, которые очень популярны в Индии. Открытие большего числа магазинов — это шаг на долгосрочную перспективу, рассчитанную на рост благосостояния индийцев в течение следующих пяти лет.

Найти свою нишу на рынке Индии пытается социальная сеть Facebook Inc. (FB, NASDAQ), которая проводит в стране эксперимент с монетизацией мессенджера WhatsApp и планирует интегрировать его в индийскую систему цифровых платежей. В Индии высокий спрос на мобильные платежи из-за недостаточной распространенности другой современной платежной инфраструктуры.

Таким образом, технологические компании заинтересованы в присутствии на рынке Индии и уже сейчас предпринимают серьезные шаги по расширению бизнеса. Высокое количество технологически грамотного населения делает этот рынок весьма перспективным.