Почему убыточная Tesla дороже прибыльных автоконцернов?

На этой неделе компания – производитель электромобилей Tesla Inc. (TSLA, NASDAQ) во второй раз обошла по рыночной капитализации автоконцерн General Motors (GM, NYSE), который является крупнейшим автопроизводителем в США. Почему компания Tesla, которой всего четыре года, по рыночной оценке сопоставима с ведущими игроками автомобильной отрасли?

Tesla значительно уступает GM по выручке, прибыли и проданным авто. В прошлом году Tesla продала около 76 тыс. авто, получила выручку $7 млрд и убыток $674 млн. Для сравнения: General Motors продала 10 млн машин и получила выручку $166,4 млрд при прибыли $9,4 млрд. Между этими показателями огромная разница, но тем не менее инвесторы оценивают бизнес Tesla почти наравне с GM. C чем это связано?

Ответ на этот вопрос заключается в изменении парадигмы оценки компаний. Сейчас прогнозы, созданные путем «механического» анализа динамики доходности и котировок акций, теряют актуальность. Важнее оценка инновационных перспектив, поскольку технологии являются ключевым драйвером развития даже в традиционных отраслях, таких как ретейл, строящийся на сетях магазинов. Пример Tesla — наиболее яркий, поскольку компания всего за несколько лет стала инновационным лидером на рынке, который, казалось, надолго поделен между ведущими концернами. Есть и другие примеры, например компания SpaceX, которая одним технологическим «прыжком» опередила конкурентов-гигантов минимум на десятилетия и может захватить рынок космических услуг.

Когда речь идет об инновационных преимуществах, потенциал компании-инноватора огромен. Уже сейчас за Tesla Model 3 выстроилась очередь, и продажи первой крупносерийной машины, вероятно, быстро выведут Tesla в лидеры не только по рыночной оценке, но и по доходам. Автоаналитик Morgan Stanley Адам Джонас на прошлой неделе заявил, что у Tesla «неограниченный потенциал» расширения на глобальном рынке общей стоимостью $15 трлн, что составляет 20% ВВП мировой экономики.

Звучит слишком смело, но следует помнить особенность массового внедрения инноваций. Когда у других пользователей уже есть более инновационный продукт с новыми потребительскими качествами, покупатель вряд ли потратит деньги на сравнимый по стоимости продукт прошлого поколения.

Более того, вчера глава Tesla Илон Маск сообщил о новом направлении развития компании. Осенью будет представлен первый седельный электротягач Tesla, а примерно через два года — электропикап.

Крупные автоконцерны, для которых успех Tesla стал сюрпризом, пытаются быстро пройти путь Tesla, чтобы не потерять рынок. Благодаря большим финансовым ресурсам, вероятно, компании сохранят значительную долю рынка. В частности General Motors разработала собственный электромобиль GM Chevrolet Bolt EV и планирует активно его продвигать, прежде всего в такси-сервисах, включая роботакси. По прогнозам, прибыль General Motor вырастет до $15 млрд в ближайшие несколько лет, и это очень хорошая новость для акционеров компании.

Но у Tesla есть возможность стать самой прибыльной компанией в истории, генерирующей сотни миллиардов долларов выручки в год. Разумеется, риски для бизнеса Tesla сохраняются, прежде всего это способность компании обеспечить производство требуемого количества машин и запчастей. Тем не менее, инвесторы видят «неограниченный» потенциал компании, и именно это делает ее одним из самых высоко оцененных автопроизводителей в мире.


Размещённая в данном разделе информация и материалы носят справочно-информационный характер, адресован клиентам ООО ИК «Фридом Финанс», не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, не является предложением инвестировать в акции иностранных компаний.. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном обзоре, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). В информации, указанной в данном обзоре, не принимаются во внимание Ваши личные инвестиционные цели, финансовые условия или нужды. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является Вашей задачей. ООО ИК «Фридом Финанс» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в упомянутые в данном разделе финансовые инструменты, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии решения.

ООО ИК «Фридом Финанс» оказывает услуги заключения расчетных внебиржевых форвардных контрактов, базовым активом которых могут являться инструменты, размещаемые на торгах иностранных организаторов торгов, согласно пункта 4 Указания Банка России от 16.02.2015 N 3565-У "О видах производных финансовых инструментов" в Порядке оказания услуг по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (Приложение №5 к Регламенту обслуживания Клиентов ООО ИК «Фридом Финанс», далее — Порядок) и в соответствии со Стандартными условиями форвардного контракта на цену иностранного финансового инструмента (Тип «IPO») (Приложение №2 к Порядку). Согласно ч. 2 ст. 1062 ГК РФ требования граждан, связанные с участием в сделках, предусматривающих обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги, курса валюты, подлежат судебной защите только при условии их заключения на бирже. ООО ИК «Фридом Финанс» не оказывает услуги приобретения иностранных ценных бумаг, упомянутых в данном обзоре, за счет клиентов, не являющихся квалифицированными инвесторами.

ООО ИК «Фридом Финанс». Лицензия № 045-13561-100000 на осуществление брокерской деятельности, срок действия лицензии не ограничен.