SpaceX озвучила невероятную экономию на повторных запусках

Технологические успехи частной космической компании SpaceX широко известны: прежде всего это успешные посадки и повторный запуск первой ступени ракеты-носителя, уже побывавшей в космосе. Однако насколько значительной является экономия и, соответственно, конкурентные преимущества ракет SpaceX?

Некоторые эксперты сомневаются, что SpaceX сможет сократить стоимость запуска благодаря многоразовости первой ступени ракеты-носителя. В частности, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин в конце марта в интервью РИА Новости заявил, что стоимость повторного запуска ракеты Falcon 9 будет не дешевле обычного. Часто скептики в пользу этого довода приводят высокую стоимость и продолжительность подготовки «подержанной» ракеты к повторному запуску. Сама SpaceX не добавила ясности, когда в прошлом году заявила, что экономия составит не 30%, а 10% от стоимости запуска ракеты Falcon 9 стоимостью $60 млн. Вероятно, до окончания испытаний и первого пуска подержанной ракеты с полезной нагрузкой подсчитать реальную экономию было сложно.

Но недавно глава SpaceX Илон Маск провел презентацию, в которой озвучил не менее чем сенсационные показатели экономии. По его словам, повторное использование ступени позволит снизить стоимость запуска первой ступени на порядок. Это невероятные $4,5-5 млн за первую ступень — рекордно низкий показатель, к которому конкуренты даже не приближаются. Звучит, как фантастика. Возможна ли такая низкая цена?

Прежде всего, стоит иметь в виду, что из $60 млн общей стоимости запуска ракеты Falcon 9 примерно $45 млн составляет цена возвращаемой первой ступени. Поэтому так важно сохранить ее неповрежденной. Но главная экономия достигается за счет многоразовости всех ключевых компонентов ракеты. По словам Илона Маска, девять рейсов подряд нужно лишь проводить диагностику первой ступени и заправлять ее. Более того, первая ступень сможет выполнить еще 90 полетов, на этот раз с заменой некоторых узлов, которые неизбежно изнашиваются в ходе запусков.

В конечном счете, предлагая самый дешевый на рынке вариант запуска ракеты за $60-$70 млн, компании SpaceX придется потратить на первые девять повторных запусков всего $15-$25 млн (на вторую и третью ступени, заправку и т. д.). Но и эти затраты могут быть снижены, например, недавно SpaceX удалось вернуть на парашюте головной обтекатель, который стоит $6 млн.

Таким образом, SpaceX уже предлагает самые дешевые запуски на рынке, и у компании есть возможности их значительно удешевить. Фактически, на рынке космических пусков SpaceX занимает те же позиции, что и компания Tesla Inc. (TSLA, NASDAQ) на рынке электромобилей. С той лишь разницей, что стратегические планы SpaceX намного масштабнее, а технологическое лидерство намного прочнее.

Tesla и SpaceX показывают выдающийся талант Илона Маска, который заключается в смелой ставке на разработки, опережающие конкурентов минимум на десятилетие. Как оказалось, при наличии свободы творчества и сверхамбициозных целей инженеры и ученые способны творить технические чудеса.



Размещённая в данном разделе информация и материалы носят справочно-информационный характер, адресован клиентам ООО ИК «Фридом Финанс», не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, не является предложением инвестировать в акции иностранных компаний.. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном обзоре, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). В информации, указанной в данном обзоре, не принимаются во внимание Ваши личные инвестиционные цели, финансовые условия или нужды. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является Вашей задачей. ООО ИК «Фридом Финанс» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в упомянутые в данном разделе финансовые инструменты, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии решения.

ООО ИК «Фридом Финанс» оказывает услуги заключения расчетных внебиржевых форвардных контрактов, базовым активом которых могут являться инструменты, размещаемые на торгах иностранных организаторов торгов, согласно пункта 4 Указания Банка России от 16.02.2015 N 3565-У "О видах производных финансовых инструментов" в Порядке оказания услуг по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (Приложение №5 к Регламенту обслуживания Клиентов ООО ИК «Фридом Финанс», далее — Порядок) и в соответствии со Стандартными условиями форвардного контракта на цену иностранного финансового инструмента (Тип «IPO») (Приложение №2 к Порядку). Согласно ч. 2 ст. 1062 ГК РФ требования граждан, связанные с участием в сделках, предусматривающих обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги, курса валюты, подлежат судебной защите только при условии их заключения на бирже. ООО ИК «Фридом Финанс» не оказывает услуги приобретения иностранных ценных бумаг, упомянутых в данном обзоре, за счет клиентов, не являющихся квалифицированными инвесторами.

ООО ИК «Фридом Финанс». Лицензия № 045-13561-100000 на осуществление брокерской деятельности, срок действия лицензии не ограничен.