SpaceX озвучила невероятную экономию на повторных запусках

Технологические успехи частной космической компании SpaceX широко известны: прежде всего это успешные посадки и повторный запуск первой ступени ракеты-носителя, уже побывавшей в космосе. Однако насколько значительной является экономия и, соответственно, конкурентные преимущества ракет SpaceX?

Некоторые эксперты сомневаются, что SpaceX сможет сократить стоимость запуска благодаря многоразовости первой ступени ракеты-носителя. В частности, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин в конце марта в интервью РИА Новости заявил, что стоимость повторного запуска ракеты Falcon 9 будет не дешевле обычного. Часто скептики в пользу этого довода приводят высокую стоимость и продолжительность подготовки «подержанной» ракеты к повторному запуску. Сама SpaceX не добавила ясности, когда в прошлом году заявила, что экономия составит не 30%, а 10% от стоимости запуска ракеты Falcon 9 стоимостью $60 млн. Вероятно, до окончания испытаний и первого пуска подержанной ракеты с полезной нагрузкой подсчитать реальную экономию было сложно.

Но недавно глава SpaceX Илон Маск провел презентацию, в которой озвучил не менее чем сенсационные показатели экономии. По его словам, повторное использование ступени позволит снизить стоимость запуска первой ступени на порядок. Это невероятные $4,5-5 млн за первую ступень — рекордно низкий показатель, к которому конкуренты даже не приближаются. Звучит, как фантастика. Возможна ли такая низкая цена?

Прежде всего, стоит иметь в виду, что из $60 млн общей стоимости запуска ракеты Falcon 9 примерно $45 млн составляет цена возвращаемой первой ступени. Поэтому так важно сохранить ее неповрежденной. Но главная экономия достигается за счет многоразовости всех ключевых компонентов ракеты. По словам Илона Маска, девять рейсов подряд нужно лишь проводить диагностику первой ступени и заправлять ее. Более того, первая ступень сможет выполнить еще 90 полетов, на этот раз с заменой некоторых узлов, которые неизбежно изнашиваются в ходе запусков.

В конечном счете, предлагая самый дешевый на рынке вариант запуска ракеты за $60-$70 млн, компании SpaceX придется потратить на первые девять повторных запусков всего $15-$25 млн (на вторую и третью ступени, заправку и т. д.). Но и эти затраты могут быть снижены, например, недавно SpaceX удалось вернуть на парашюте головной обтекатель, который стоит $6 млн.

Таким образом, SpaceX уже предлагает самые дешевые запуски на рынке, и у компании есть возможности их значительно удешевить. Фактически, на рынке космических пусков SpaceX занимает те же позиции, что и компания Tesla Inc. (TSLA, NASDAQ) на рынке электромобилей. С той лишь разницей, что стратегические планы SpaceX намного масштабнее, а технологическое лидерство намного прочнее.

Tesla и SpaceX показывают выдающийся талант Илона Маска, который заключается в смелой ставке на разработки, опережающие конкурентов минимум на десятилетие. Как оказалось, при наличии свободы творчества и сверхамбициозных целей инженеры и ученые способны творить технические чудеса.