Закат телевидения: у интернет-ТВ все больше пространства для расширения

Долгие годы кабельное телевидение было основным источником информации и развлекательного контента для миллионов семей по всему миру. Однако новое поколение постепенно отказывается от кабельного телевидения в пользу интернет-сервисов.
Эту тенденцию заметили рекламодатели, которые переформатируют свои рекламные бюджеты, сокращая траты на телевидение и увеличивая на рекламу в интернете. Таким образом, кабельные операторы терпят двойные убытки: с одной стороны, сокращаются поступления от абонентской платы, с другой — поступления от рекламы. Нет никаких признаков того, что телевидение сможет восстановить позиции. Постепенно оно превращается в нишевый продукт для определенной аудитории, как печатная пресса или радио.

Сокращение интереса к кабельным каналам стало причиной того, что кабельные операторы ищут новые точки роста. Например, Comcast Corporation (CMCSA, NASDAQ) становится единственным владельцем японского парка развлечений Universal Studios Japan и строит тематический парк в Пекине.

В 2011 г. средний абонент в возрасте 18-24 лет просматривал около 25 часов традиционного телевидения в неделю, сегодня — лишь 14 часов. Одновременно с этим растет количество часов, которые пользователь тратит на просмотр интернет-телевидения, в частности Netflix (NFLX, NASDAQ). Если в 2011 г. пользователь в возрасте 18-24 тратил на Netflix менее 10 часов в неделю, то сегодня – почти 30 часов в неделю. Подсчет показывает, что общее количество часов просмотра контента выросло, однако кабельное телевидение от этого проиграло. Сегодня 61% миллениалов говорят, что их первых выбор при просмотре телевидения – это Netflix, и 55% сделали первый выбор в пользу кабельных операторов.

В 2016 г. операторы кабельного телевидения потеряли в США около 1,7% клиентов, то есть около 1,7 млн пользователей. Динамика для кабельных сетей неблагоприятная: в 2015 г. потери составили 1,1 млн пользователей.

Отметим, что говоря о потребителях, которым в 2011 г. было 18-24 года, мы говорим о миллениалах. Это поколение молодых людей еще застало начало перехода от кабельного телевидения к интернет-сервисам. Новое поколение, родившееся после 2000 г., фактически выросло со смартфоном в руках и изначально тратит мало времени на просмотр традиционного телевидения.  Молодые люди смотрят в день от двух до четырех часов YouTube и менее часа обычного телевидения.

Как было сказано выше, люди не сократили время просмотра видеоконтента, а наоборот увеличили его. Однако потребностям современных пользователей больше соответствуют сервисы интернет-телевидения. Основное преимущество таких сервисов – возможность просмотреть контент в удобное время и на любом устройстве. То есть, если речь идет о развлекательных передачах или сериалах, нет смысла подстраиваться под расписание кабельного оператора, можно в удобное время просмотреть сериал на планшете или смартфоне. Таким образом, на фоне падения интереса к кабельному телевидению растет популярность Netflix, Amazon (AMZN, NASDAQ), Apple TV (AAPL, NASDAQ).

Позиции телевидения пока сильны в сфере освещения новостей. На телеканалах более сильные команды журналистов, которые имеют опыт показа важных событий. Однако опять же, для сохранения аудитории телеканалы вынуждены вести трансляции в интернете.