Первый гоночный автомобиль-робот: большой бизнес?

На выставке MWC 2017 британский стартап Roborace представил первый в мире гоночный автомобиль-робот, способный самостоятельно бороться за первое место на гоночном треке. Необычная идея может стать началом нового бизнеса и косвенно повлиять на автомобильную промышленность.

Автомобиль Roborace — это гоночный болид с полностью электрической силовой установкой и системой автоматического управления на базе чипа Drive PX2 от производителя графических процессоров компании NVIDIA Corporation (NVDA, NASDAQ). Ранее Ffin.ru уже рассказывал об этих чипах и их большом значении для бизнеса NVIDIA и автомобильной промышленности, которая находится в начале перехода к автомобилям-роботам. В настоящее время платформу NVIDIA Drive PX2 используют 80 автопроизводителей.

Drive PX 2

Таким образом, болид Roborace — это автомобиль-робот, который будет самостоятельно вести гонку, опираясь на собственные алгоритмы искусственного интеллекта, а не команды оператора. Проще говоря, на треке с автомобилями Roborace не будет даже виртуальных кабин с гонщиками в очках виртуальной реальности — роботы будут ездить самостоятельно.

Компания Roborace в долгосрочной перспективе планирует полностью перевести Формулу E на беспилотные машины. По прогнозам компании, это может произойти через несколько лет. В настоящее время у Roborace есть опционально-пилотируемые прототипы DevBot, но скоро компания изготовит четыре беспилотных болида.

Экспериментальная машина от Roborace уже несколько лет испытывается на трассе Формулы E, демонстрируя удивительные возможности ИИ. Например, однажды DevBot в автоматическом режиме объехал собаку, которая выбежала на трасcу во время испытаний. В то же время две другие машины быстро меняли свою траекторию, ориентируясь на положение соперников. А в ходе недавней гонки одна из машин разбилась о стену, и это тоже хорошая новость.

Дело в том, что в пилотируемых гонках организаторы соревнований и создатели болидов стремятся любой ценой избежать аварий, которые могут угрожать гонщику. Поэтому машины оснащены защитным каркасом, прочным сидением, специальными органами управления и т. д. Это, разумеется, правильно, но утяжеляет машину, снижая ее динамику.

Кроме того, не секрет, что аварии — самая зрелищная часть трековых гонок, и популярность данного вида спорта возрастет, если беспилотные машины станут ездить намного быстрее, агрессивнее и чаще разбиваться. Люди при этом будут в безопасности.

Также гонки автомобилей-роботов позволят усовершенствовать алгоритмы экстремального вождения, что повысит безопасность обычных машин и улучшит их динамику на дороге. Следует иметь в виду, что автогонки являются важным фактором, влияющим на котировки акций производителей спорткаров. Например, акции производителя спорткаров компании Ferrari N.V. (RACE, NYSE) подорожали благодаря победе в первой гонке сезона Формулы 1.

Очевидно, что бенефициарами новой индустрии, помимо организаторов и производителей болидов, будут разработчики программного и аппаратного обеспечения для систем автоматического вождения. В целом рынок выиграет благодаря созданию «тестового полигона» для новых технологий. Как известно, многие разработки пришли в автопром из инженерных мастерских гоночных команд.