Электрические самолеты через десять лет. Что ждет рынок авиаперевозок?

Авиакомпания EasyJet Plc (EZJ, LON) проявила интерес к проекту электрического авиалайнера от стартапа Wright Electric. Уже через 10 лет разработчики обещают регулярные региональные авиарейсы на электротяге. Почему электрические самолеты важны и смогут ли они стать поворотной точкой в бизнесе авиакомпаний?

Wright Electric обещает через 10 лет создать полностью электрический самолет, способный перевозить 150 пассажиров на расстояние около 500 км. Этого достаточно, например, для полетов по маршруту Лондон –Париж с учетом необходимых резервов для маневрирования и короткого ожидания в воздухе. Электрический самолет для движения использует аккумуляторы в качестве источника энергии и электродвигатели для всех этапов полета.

Стоимость часа полета на электротяге и обслуживание электромоторов намного ниже, чем эксплуатация дорогостоящих реактивных двигателей, потребляющих недешевое авиационное топливо. Это позволит авиакомпаниям существенно снизить стоимость билетов или повысить рентабельность бизнеса. Кроме того, электросамолеты меньше шумят, более безопасны в силу высокой надежности электромоторов и отсутствия баков с легковоспламеняющимся керосином. Также электрическая силовая установка обеспечивает большую гибкость при конструировании самолетов, и в перспективе позволит создать авиалайнеры с вертикальными взлетом и посадкой.

Wright Electric планирует решить главную проблему электросамолетов: длительный простой во время зарядки аккумуляторов. Самолет Wright Electric будет иметь быстро сменяемую батарею в виде контейнера, который можно поменять на аэродроме за время, сопоставимое со временем заправки обычного самолета. Таким образом, самолет будет максимально долгое время находится в воздухе приносить доход, а не простаивать в аэропорту.

Во вторник 21 марта Wright Electric объявила свою стратегическую цель: перевести на электротягу все рейсы малой дальности в течение ближайших 20 лет. Это крайне амбициозная задача, поскольку эти рейсы составляют примерно 30% глобального гражданского воздушного трафика.

По сообщению Wright Electric, авиакомпания Easyjet интересуется технологией электрических самолетов и «предоставляет перспективу для разработчиков этой захватывающей технологии».

Надо отметить, что технологии электрических самолетов разрабатывают и другие крупные игроки. В частности, это американское космическое агентство НАСА, которое, как обычно, передаст ее авиастроителям США, прежде всего Boeing (BA, NYSE) и Lockheed Martin Corporation (LMT, NYSE). Также с 2014 г. специалисты европейского концерна Airbus разрабатывают 70-90-местный авиалайнер на электротяге.

Электросамолеты открывают потрясающие перспективы для авиационной отрасли. Благодаря низкой стоимости «топлива» и простой эксплуатации электрические самолеты смогут выполнять более частые рейсы, причем рентабельные даже при частичном заполнении пассажирами. Авиасообщение на малые расстояния станет по-настоящему дешевым и массовым, что придаст импульс росту смежных отраслей, например туризму.

В настоящее время основной технической проблемой электрической авиации является большой вес аккумуляторов. Однако постепенно накопители энергии становятся легче, что видно из графика ниже.