Онлайн-торговля лишь в начале пути: гигантский потенциал отрасли

В США онлайн-торговля оказывает возрастающее давление на бизнес традиционных ретейлеров, но в глобальном масштабе ее доля еще невелика. По мере развития онлайн-ретейла на глобальном рынке заметную роль начнут играть локальные компании.

В то время как крупнейший интернет-ретейлер компания Amazon.com Inc. (AMZN, NASDAQ) квартал за кварталом наращивает продажи в США, сети супермаркетов Wal-Mart Stores Inc. (WMT, NYSE) и Target Corp. (TGT, NYSE) фиксируют замедление продаж. Но на глобальном рынке традиционные ретейлеры все еще сохраняют продажи, а проникновение интернет-торговли остается относительно невысоким.

До сих пор на всех крупных рынках развивающихся стран, кроме Китая, расходы на покупки в интернете составляют всего 10% от трат интернет-потребителей в США. И даже в США, где ВВП на душу населения составляет около $50 тыс., потребители тратят на интернет-покупки всего 2,5% от общих доходов.

Впрочем интернет-торговля продолжает расти в глобальном масштабе, и суммы, которые люди будут оставлять в интернете, будут увеличиваться. Сейчас степень развития онлайн-ретейла на многих развивающихся рынках сопоставима с уровнем развития онлайн-ретейла в США 10-15 лет назад. Потому инвестиции в компании, работающие на этих рынках, носят как минимум среднесрочный характер. На региональных рынках главную роль могут сыграть не глобальные лидеры, а местные компании, как в случае с Alibaba (BABA, NYSE) в Китае. В Латинской Америке основным бенефициаром развития интернет-торговли может стать MercadoLibre (MELI, NASDAQ).

Лидеры по объему онлайн-продаж на душу населения – Великобритания и США. В этих странах тратят почти $1400 и около $1200 на интернет-покупки в год, соответственно. В других развитых странах, например в Канаде, Франции и Нидерландах, этот показатель почти в два раза ниже.

Если говорить о развивающихся странах, то высокие траты на интернет-покупки отмечены лишь в Китае: более $650 на душу населения в год. Жители России тратят на онлайн покупки $146 в год, а в Бразилии и Мексике - $80 и $59 соответственно. Парадоксально, но проникновение интернета не играет ключевой роли в развитии интернет-торговли. Например, проникновение интернета в Нидерландах выше, чем в США, однако онлайн-траты в европейской стране в два раза ниже.

В странах с низкой активностью интернет-ретейла позиции традиционных ретейлеров все еще устойчивы. Поэтому при выборе инвестиций в ретейл, стоит обратить внимание на те компании, которые имеют широкую сеть магазинов за пределами США и Великобритании. Например, Wal-Mart Stores, магазины которой расположены в 27 странах мире, в том числе в Мексике и Бразилии, где онлайн-торговля еще не так популярна, как в США. Кроме того, Wal-Mart развивает направление интернет-торговли, потому может стать одним из основных бенефициаров на рынках развивающихся стран.