Грузовики-роботы на дорогах: уже через несколько лет

Испытание колонны из трех грузовиков, оснащенных Cooperative Adaptive Cruise Control (CACC), провели в Калифорнии. «Умная» система адаптивного круиз-контроля продемонстрировала свою надежность в случае непредвиденной ситуации и еще раз доказала перспективность грузовиков-роботов.

Проект является частью сотрудничества между UC Berkeley и Volvo Group из Северной Америки, спонсором которого является Caltrans и Департамент транспорта США. Система управления CACC контролирует скорость передвижения автомобилей, фиксирует торможение впередиидущего транспортного средства, а также контролирует расстояние между грузовиками в колонне. Таким образом, грузовики с помощью системы радаров и датчиков в режиме реального времени, без задержек, обмениваются информацией друг с другом. Тест позволил проверить, как именно будет вести себя грузовики-роботы на дороге общего пользования. В качестве тестовой трассы было выбрано шоссе 110 в Калифорнии.
Отметим, что это уже не первый подобный эксперимент. Грузовики-роботы много лет тестируются в армии США. Кроме того, свой эксперимент осенью прошлого года провела компания Uber – ее грузовик проехал по дороге общего пользования в сопровождении полицейских машин.

Новый эксперимент пошел дальше: была испытана сразу колонна грузовых автомобилей. Целью эксперимента было показать, как технология может сократить выбросы парниковых газов, повысить энергоэффективность и безопасность в коммерческой системе транспортировки.
Грузовики, управляемые с помощью CACC движутся по шоссе как единый организм, замедляясь и ускоряясь вслед за первой машиной в колонне. Система лишь один раз передала управление водителю, когда легковой автомобиль встроился между грузовиками в колонне.

Таким образом, в настоящее время основными проблемами автомобилей-роботов является необходимость работать в условиях непредсказуемого поведения водителей – людей на дорогах общего пользования. Также риском остается стороннее вмешательство в работу сканеров и систем обмена данными.

Прежде чем выпускать на дорогу грузовики-роботы, эти проблемы придется решить. В любом случае, для внедрения технологий автоматического вождения на дороги общего пользования потребуется еще не менее пяти лет. Имеющиеся сейчас технологии уже работоспособны, однако требуются изменения в законодательство, а также надежные системы защиты от стороннего вмешательства.

Транспортные и логистические компании заинтересованы в скорейшем появлении грузовиков-роботов, так как это позволит существенно сократить издержки и повысить эффективность транспорта. В частности, роботы могут двигаться по маршруту без остановок на отдых. Разработчики утверждают, что автомобили-роботы безопаснее тех, что управляются людьми, и тесты это подтверждают.

Пока одним из основных бенефициаров этого рынка является компания NVIDIA Corp. (NVDA, NASDAQ), которая намерена занять лидерские позиции на растущем рынке автоматических систем вождения в нише вычислительных систем и аппаратного обеспечения для обработки данных, поступающих с сенсоров автомобилей-роботов. Свою нишу на рынке планирует занять также компания - производитель чипов Intel Corporation (INTC, NASDAQ). Она создала новую структуру, Automated Driving Group, которая будет сосредоточена на разработке решений для этого быстрорастущего рынка.