3D-печать — новый этап развития рынка персональных авто?

Технология 3D-печати используется в аэрокосмической промышленности, например с ее помощью изготавливаются ключевые детали двигателя ракеты-носителя SLS, на которой НАСА планирует отправить людей к Марсу. Потенциально сфера применения 3D-печати очень широка, и одно из самых интересных направлений — автопром, где трехмерная печать может спасти концепцию персональных авто.

Будущее персональных авто остается под вопросом на фоне нежелания молодых людей тратить деньги и время на собственный новый автомобиль. Кроме того, появились альтернативы: такси-сервисы, а также первые попытки запустить сервисы роботакси.


Примером новой концепции авто как услуги служит концепт автомобиля-робота Sedric от Volkswagen (VLKAY, NASDAQOTH), превосходящий по потребительским качествам большинство современных автомобилей. Чтобы получить премиальный комфорт и заниматься в пути полезными делами, а не управлением авто, потребителям не нужно будет тратить десятки тысяч долларов на роскошный автомобиль с водителем.

На этом фоне многие эксперты начали говорить о грядущем снижении продаж персональных машин, однако 3D-печать может повлиять на этот тренд.

Автопроизводитель Ford (F, NYSE:) и компания - разработчик Stratasys (SSYS, NASDAQ) будут работать вместе над созданием технологий 3D-печати автомобилей, что позволит клиентам заказывать «дизайнерские» индивидуальные автомобили. Проще говоря, сейчас покупатели персональных авто могут внести лишь ограниченные изменения в будущий облик своего автомобиля — цвет кузова, материал обивки сидений, набор опций и т. д. Трехмерная печать, потенциально, открывает более широкие возможности, например можно выбрать форму кузовных панелей или деталей интерьера.

Изготовление прототипа в лаборатории Ford

Первоначально Ford будет использовать платформу Stratasys Infinite Build для быстрого прототипирования деталей при создании новых моделей автомобиля. Трехмерная печать позволяет быстро изготовить, например, центральный тоннель с подлокотниками или макет панели приборов, чтобы протестировать их эргономику их непосредственно на кузове авто. Изделие будет производиться всего за несколько часов, а не месяцев, как раньше. Помимо прототипирования, такие возможности открывают путь к новым бизнес-моделям.

В перспективе, клиенты могут заказать персонифицированные детали для автомобиля, идеально подходящие под потребности водителя и пассажиров. Раньше массовый выпуск таких индивидуальных авто был невозможен, так как требовалась унификация по запасным частям. Строительство машин по индивидуальному заказу все еще остается прерогативой специализированных мастерских и обходится дешево. Однако 3D-печать может изменить ситуацию, так как любую запчасть можно будет за несколько часов напечатать на 3D-принтере в авторизованном сервисе.

Разумеется, стоимость напечатанных деталей все равно будет выше, чем у массовых конвейерных изделий. Почти наверняка 3D-печать не сможет переломить тренд перехода на автомобильный транспорт как услугу. Но в то же время 3D-печать улучшит потребительские качества персональных автомобилей, что может поддержать продажи авто в будущем. В свою очередь, трехмерная печать может стать новой точкой роста для автопроизводителей и разработчиков технологий 3D-печати.