Новый рубеж для маркетологов: «чтение мыслей» и обратная связь с клиентами

Обработка больших данных (big data), мониторинг соцсетей, машинный анализ и прочие современные технологии изучения эффективности продаж позволили существенно повысить качество маркетинга. Новый рубеж — это технология распознавания лиц, которая обеспечит качественный скачок науки продаж.

Технологии распознавания лиц используют сложные алгоритмы, включая элементы искусственного интеллекта (ИИ), для идентификации личности, распознавания эмоций и направления внимания людей. Проще говоря, компьютеры пытаются хотя бы на элементарном уровне повторить сложнейший процесс узнавания лица и чтения эмоций, на который даже человеческий мозг тратит множество вычислительных ресурсов и годы самообучения.

В то же время, коммерческий потенциал технологии огромен. Миллиарды пользователей регулярно просматривают гигантское количество контента в соцсетях. Знание искренних эмоций, а не условных оценок в виде лайков и комментариев, могло бы существенно повысить эффективность рекламы в Facebook Inc. (FB, NASDAQ), создать более продаваемые услуги и товары. То же касается и физических товаров, например мобильных устройств, товаров на стендах выставок, в магазинах, во время просмотра видео распаковки и обзоров, а также многого другого. Особенно важно обнаружить «скрытые» эмоции, которые человек не озвучивает.

Идентификация также имеет большое значение, пускай даже без привязки лица к конкретной фамилии. Например, робот может предлагать человеку контекстную рекламу, учитывая его передвижение по торговому центру в поле зрения камер наблюдения.

Главное, что технологическая база для систем распознавания лиц уже создана: в электронных устройствах масса фотокамер; по всему миру установлено 250 млн камер наблюдения. Рынок видеонаблюдения вырос за семь лет в три раза и достигнет $42 млрд в 2020 г., по прогнозам IHS Insight. В эту сумму не входит растущий рынок беспилотных летательных аппаратов, также оснащенных фотокамерами.

Этот потенциал прежде всего могут использовать рекламные агентства, которые уже ощутили выгоду от использования информационных технологий и имеют средства для внедрение инноваций. В прошлом году доходы рекламных агентств увеличились на 4% до $44 млрд, по оценкам IBISWorld.

Интеграция технологий распознавания лиц принесет выгоду и технологическим компаниям, которые получат оплату за использование камер на устройствах своего производства. Также, производители могут самостоятельно интегрировать новые возможности и продавать результаты анализа данных как услугу.

К примеру, в 2016 г. компания Apple Inc. (AAPL, NASDAQ) купила стартап Emotient, который создал технологию распознавания девяти эмоций по изображению лиц людей.

Подобные технологии могут выявлять даже скрытые эмоции, например негативную реакцию пользователя, который пытается скрыть ее за улыбкой и вежливыми словами.

Фактически, распознавание лиц становится маркером для оценки качества товаров и услуг, причем с точки зрения субъективного восприятия непосредственно пользователей, а не по прогнозным моделям на основании каких-либо искусственных критериев.

Новое направление развития рынка вызывает множество вопросов, так как тотальное наблюдение с возможностью идентификации по лицу вызывает опасения за сохранность личной жизни. Реакция на это давление может быть непредсказуемой и даже оригинальной, например возвращение моды на вуали, нахождение в повязках и шарфах в публичных местах. Некоторые «симптомы» заметны уже сейчас в виде заклеенных фотокамер на ноутбуках и планшетах известных людей. Однако большинство потребителей вряд ли изменят свое поведение, и новое направление быстро станет одним из ключевых драйверов повышения коммерческой эффективности товаров и услуг.