«Эффект Amazon» влияет на торговлю больше, чем ожидалось

Времена, когда онлайн-торговля была дополнительным бизнесом крупных ретейлеров, уходят в прошлое. Судя по всему, на современном рынке выживут только те компании, которые делают ставку на электронную коммерцию.

Согласно докладу международного рейтингового агентства Moody's, количество проблемных предприятий розничной торговли в США утроилось со времен экономического кризиса 2008 г. Традиционные ретейлеры вынуждены реагировать на рост популярности интернет-торговли. «Эффект Amazon» оказался более сильным, чем предполагали ранее, и многие традиционные продавцы не выдерживают конкуренции с интернетом.

Среди проблемных розничных компаний в США – Sears, J. Crew, Payless, Claire's, Rue21 и True Religion. О низких продажах даже в сезон предпраздничных продаж сообщала сеть супермаркетов Target (TGT, NYSE).

Снижение продаж фиксируют даже такие гиганты, как Wal-Mart (WMT, NYSE) и Macy's (M, NYSE). Но стоит отметить, что последние много инвестируют в онлайн-бизнес, полагая, что это позволит компенсировать падение продаж в традиционных магазинах.

Одновременно растет онлайн-торговля. Впервые объемы продаж интернет-ретейла в США превзошли продажи супермаркетов в 2004 г. С тех пор разрыв увеличился, и сегодня розничные интернет-продажи составляют $500 млрд в год, тогда как в традиционных магазинах — $165 млрд, по данным Министерства торговли США.

На этом фоне не удивительно подорожание на 18% с момента выхода на рынок в апреле прошлого года биржевого фонда Amplify Online Retail ETF (IBUY, NASDAQ), который отслеживает онлайн-ретейлеров. За это же время SPDR S&P Retail ETF (XRT, NYSE), отслеживающий традиционных ретейлеров, потерял 4%.

Интернет-торговля становится все более популярной по нескольким причинам. В первую очередь, это удобство: потребителям нравится, когда выбранный товар доставляют прямо к порогу дома. Кроме того, онлайн-торговля избавлена от некоторых финансовых издержек, типичных для традиционных ретейлеров, а значит, может предлагать товары по более выгодной цене. Особенно заметными становятся расходы обычных ретейлеров на содержание магазинов. Именно эти траты крупные ретейлеры стараются сокращать. О закрытии части магазинов объявила Macy's, JCPenney (JCP, NYSE). Однако опыт Wal-Mart показывает, что единственным выходом может стать развитие интернет-торговли и превращение торговых центров в развлекательные. Крупнейшая сеть супермаркетов Wal-Mart инвестирует в этот бизнес, что позволяет компании быть вторым по популярности онлайн-ретейлером после Amazon.com (AMZN, NASDAQ) с долей 7,8% на конец 2016 г.