В США пересмотрят нормы выбросов для авто? Последствия для авторынка

Американское агентство США по охране окружающей среды (EPA) может отменить решение администрации Барака Обамы по сокращению вредных выбросов автомобилей. Какие последствия принесет это событие автомобильному рынку, прежде всего в растущем сегменте электрических авто?

Уже на этой неделе на этой неделе EPA может отменить план по сокращению потребления топлива и снижению вредных выбросов автомобилей в США, по данным источников The Wall Street Journal.

План был принят прошлой администрацией всего месяц назад. Его отмена означает, что дебаты о приемлемых уровнях выбросов начнутся снова, и некоторые эксперты полагают, что новая администрация поддержит менее жесткие ограничения.

Прежде всего следует отметить, что пересмотр решения не означает возврат к старым стандартам с высокими уровнем выбросов и расходом топлива. Это лишь расширение сроков полного перехода к авто, причиняющим минимальный ущерб окружающей среде.

В соответствии с требованиями к легковым и приравненным к ним автомобилям в США, к 2025 г. они должны потреблять в среднем не более 4,8 л топлива на 100 км.

Сторонники принятия более мягкой программы сокращения отмечают, что совершенствование автомобилей ложится бременем на потребителей: в среднем машины дорожают на $3,8 тыс. на протяжении 10 лет, и больше всего от этого страдают малообеспеченные семьи.



Автомобили дорожают, тогда как другие товары длительного пользователя наоборот дешевеют. Это глобальный тренд

В то же время, оппоненты отмечают, что загрязнение воздуха причиняет намного больший ущерб. В частности, в мире до 14% детей в возрасте от 5 лет и старше имеют симптомы астмы, которые в 44% случаев связаны с загрязнением воздуха. Что касается вопроса подорожания машин — это проблема роста доходов населения, которую надо решать развитием экономики, а не производством более вредных дешевых товаров.

Однако, основная проблема — это модернизация автомобильной промышленности. Автомобильные компании на протяжении десятилетий инвестировали значительные средства в создание автомобилей с бензиновыми и дизельными моторами, которые все сложнее привести к ужесточающимся экостандартам. Примером могут служить «дизельгейты» — попытки автопроизводителей скрыть реальные выбросы дизельных авто.

Переход на новые типы силовых установок, например водородные на топливных элементах или полностью электрические, требуют от автопроизводителей масштабных инвестиций в новое производство. Примером служит компания – производитель электромобилей Tesla, Inc. (TSLA, NASDAQ), которая запустила свой собственный крупнейший в мире завод Gigafactory по производству аккумуляторов. Без подобных производственных мощностей традиционным автопроизводителям сложно нарастить производство электромобилей. Как пример — электромобиль Chevy Volt от General Motors Company (GM, NYSE). Несмотря на сильный спрос, в январе продано всего 1162 Chevy Bolt EV, тогда как GM в общем продает 200 тыс. других автомобилей.

Продление сроков перехода к более жестким экостандартам даст автопроизводителям время для создания новой инфраструктуры, но не более. Бензиновым и дизельным моторам уже сейчас трудно конкурировать с электромобилями по потребительским качествам. Например, машины Tesla гораздо быстрее всех серийных бензиновых автомобилей, кроме самых дорогих суперкаров стоимостью сотни тысяч долларов.

Эпоха бензиновых и дизельных авто подходит к концу, так как несмотря на все технологические ухищрения, большую часть топлива такие машины сжигают впустую. В целом, возможное продление сроков ужесточения экостандартов станет позитивным фактором для автопрома, так как позволит распределить издержки на инновации на более длительный период времени и обеспечить внедрение более совершенных технологий. Однако, уже через 10-15 лет «втиснуться» в жесткие нормы экостандартов смогут лишь гибриды с небольшими бензогенераторами.