Ликбез инвестора: текущее состояние рынка малых беспилотников

В настоящее время рынок малых беспилотников столкнулся с нерешительностью американских регуляторов, которые не спешат полностью открыть небо для коммерческих БПЛА. Предлагается вариант поэтапного снятия ограничений, и ведущие игроки оценивают перспективы отрасли.

Федеральное агентство воздушного транспорта США (FAA) в августе 2016 г. одобрило применение малых БПЛА массой до 25 кг в коммерческих целях. По мнению экспертов  FAA, новые правила полетов позволят генерировать более $82 млрд и создадут более 100 тыс. рабочих мест в США в течение ближайших 10 лет. Однако до сих пор существуют ограничения на использование малых БПЛА, например в густонаселенных регионах, ночью, или вне зоны прямой видимости оператором. Это делает невозможным запуск большинства востребованных приложений, например срочной доставки с помощью БПЛА.

FAA должно было опубликовать законченный свод правил полетов малых коммерческих беспилотников еще в декабре 2016 г., но столкнулось с сопротивлением со стороны правоохранительных органов. Полиция и спецслужбы хотят получить инструменты противодействия БПЛА до того, как небо наводнят тысячи малых беспилотников. Также беспокоятся некоторые политики, чиновники и звезды шоу-бизнеса, которые видят в беспилотниках инструмент для вторжения в частную жизнь. Впрочем, обширные поместья, личные яхты и закрытые загородные клубы уже перестали быть зоной, недоступной для любопытных граждан, которые уже могут приобрести дроны с видеокамерами.

Новым фактором стала инициатива Дональда Трампа по рассмотрению всех важных проектов Белым Домом. Вероятно, это относится и к правилам полета беспилотников.

Интересно, что бизнес выступает против любых ограничений рынка малых БПЛА, в то время как промышленность наоборот приветствует осторожность FAA. Видимо, производители рассчитывают на дополнительный доход за счет производства беспилотных систем разных поколений под изменение регуляторных норм. Таким образом, инвесторы могут выбрать направление для долгосрочных инвестиций в соответствии с вероятным сценарием развития отрасли. В частности, интернет-ретейлер Amazon.com, Inc. (AMZN, NASDAQ) получит выгоду от коммерческого применения малых БПЛА, а производитель беспилотников AeroVironment Inc. (AVAV, NASDAQ) — от производства летательных аппаратов разных типов.

Консультативная группа представителей промышленности в прошлом году рекомендовала FAA выбрать стратегию поэтапного снятия ограничений. В частности, в густонаселенных регионах сначала разрешить полеты БПЛА массой не более 250 грамм. Для более крупных беспилотников будут действовать ограничения и повышенные требования.

Таким образом, отрасль малых коммерческих БПЛА столкнулась с ожидаемым и традиционным для современного общества негативным видением. Теперь почти любую технологию сначала рассматривают как инструмент преступников и террористов, и обсуждают ее развитие с этой точки зрения. Но в конечном итоге это означает лишь незначительную задержку и возможности для других технологических компаний, которые разработают соответствующие инструменты для контроля флотилий коммерческих беспилотников. Скорее всего, новые правила полетов коммерческих БПЛА будут приняты в ближайшие месяцы.