Volkswagen – финальная точка «дизельгейта» и старого автопрома?

Немецкий автомобильный гигант Volkswagen (VLKAY, NASDAQOTH) на этой неделе согласился выплатить еще $1 млрд за выкуп или ремонт 80 тыс. дизельных автомобилей, которые не соответствуют экостандартам, принятым в США. В итоге попытка скрыть реальный уровень выброса вредных веществ обойдется Volkswagen в $17,5 млрд. И эти огромные издержки являются благом для автомобильного бизнеса, включая Volkswagen.

Еще в июне компания Volkswagen согласилась потратить $15,3 млрд, чтобы исправить или выкупить около 482 тыс. автомобилей с дизелем 2.0 TDI, проданных в период с 2009 по 2015 годы. Теперь к этому списку добавился дизельный двигатель с турбонаддувом TDI 3.0, который использовался в некоторых моделях VW, Audi и Porsche. Новое соглашение о возмещении убытков на $1 млрд касается 80 тыс. автомобилей, у которых во время езды вредные выбросы в 40 раз выше, чем во время тестов на стоянке.

Мировая сделка с регуляторами, пускай и с потерей $17,5 млрд, для Volkswagen на самом деле — наименьшая из возможных неприятностей. Ученые уже давно связали выхлопы дизельных моторов с повышенным риском онкозаболеваний, так что обвинители могли бы предъявить даже уголовные обвинения конкретным лицам в компании и остановить ее деятельность в США .

Volkswagen почти наверняка придется заплатить большой штраф и согласиться на усиленный мониторинг продукции и производства, чтобы избежать уголовного преследования от министерства юстиции США. Штраф почти наверняка будет самым большим из всех когда-либо наложенных на автопроизводителей, возможно около $3 млрд. Кроме того, Volkswagen может столкнуться с аналогичными расследованиями в Европе, Южной Корее и других странах.

Надо отметить, что махинации с расходом топлива, токсичностью выхлопа и другими параметрами — не уникальный случай для мирового автопрома. И на этом фоне проблемы Volkswagen — мощный сигнал для разработчиков автомобилей. На долгосрочных перспективах дизельных и бензиновых легковых авто, фактически, поставлен крест, так как уже трудно обеспечить их соответствие ужесточающимся экологическим требованиям. Крупные автопроизводители развернулись в сторону электротранспорта, о чем мечтал основатель компании - производителя электромобилей Tesla Motors, Inc. (TSLA, NASDAQ) Илон Маск. Так, компания Volkswagen объявила о переходе к электрическим авто, а Daimler AG (DDAIF, NASDAQOTH) инвестирует в разработку десятка моделей электромобилей $11 млрд.



Концепт-арт нового электромобиля, представленный Volkswagen

Разумеется, в настоящее время сохраняется высокий спрос на бензиновые авто и особенно кроссоверы, который во многом также поддерживался подешевевшей нефтью. При этом кроме премиального Tesla Model X на рынке пока нет серийных электрических кроссоверов. Однако к 2018-2025 г. планируется начало производства электрокроссоверов Mercedes-Benz EQ и Jaguar I-Pace Concept. Также будут производиться и электропикапы, так что электромобили будут присутствовать во всех нишах автомобильного транспорта. Таким образом, проблемы Volkswagen стали убедительным аргументом для масштабных инвестиций в транспорт нового поколения.