Возвращение сверхзвуковых авиалайнеров в гражданскую авиацию?

В 1970-х годах сверхзвуковые самолеты считали будущим дальней авиации. Французские «Конкорды» совершали трансатлантические перелеты, советские Ту-144 летали в Среднюю Азию. Однако из-за высокой стоимости эксплуатации, технических проблем и слишком дорогих билетов гражданские авиаперевозчики в итоге отказались от сверхзвуковых самолетов. Теперь технологии позволяют решить старые проблемы, и вопрос сверхзвуковой авиации вновь на повестке дня.

Преимущества сверхзвука в скорости очевидны. Сверхзвуковые самолеты летали по маршруту со скоростью около 2000 км/ч, тогда как обычный авиалайнер поддерживает крейсерскую скорость около 900 км/ч. Из Нью-Йорка в Лондон сверхзвуковой самолет летит около 4 часов, а обычный – около 8 часов.

Нельзя назвать эксплуатацию французских «Конкордов» неудачной – они налетали более 240 тыс. часов и перевезли 3 млн пассажиров. Авиакатастрофа была только одна, причем не по вине самолета. Однако рост стоимости топлива и изменение условий на рынке (стали нужны более вместительные самолеты с дешевыми билетами для среднего класса) вынудили отказаться от «Конкордов».

Сверхзвуковой «Конкорд» на «вечной стоянке»

В настоящее время технологические достижения позволяют существенно сократить стоимость сверхзвукового полета, что при сохранении высокой стоимости билета (плата за скорость для особых клиентов) означает высокую рентабельность сверхзвуковых авиаперевозок.

Стартап Boom Technology планирует построить демонстратор технологий, а позднее 45-местный сверхзвуковой авиалайнер с тарифами, сравнимыми с современным бизнес-классом: примерно $5000 за полет из Нью-Йорка в Лондон и обратно. Время полета составит 3 часа 45 минут с учетом взлетно-посадочных маневров.


Пассажирский самолет от Boom Technology

Boom Technology собирается продавать 1300 самолетов авиакомпаниям в течение 10 лет. Планируется, что самолет будет работать на 500 маршрутах. Первый авиалайнер будет собран в 2020-х гг. Конструкция опирается на отработанные схемы сверхзвуковых авиалайнеров предыдущего поколения, но с применением современных технологий. Самым спорным моментом является использование трех двигателей, а не двух, как в большинстве самолетов. Как известно, чем больше двигателей, тем дороже эксплуатация. Но следует иметь ввиду, что с ростом вместимости сверхзвукового быстро растет и его стоимость, поэтому небольшие самолеты на менее чем 100 пассажиров должны показать максимальную рентабельность.

В конце следующего года совместно с компанией General Electric (GE, NYSE) инженеры Boom Technology построят самолет-демонстратор технологий. Авионику разработает один из лидеров отрасли, компания Honeywell International Inc. (HON, NYSE).


Таким образом, ведущие американские компании, разрабатывающие авиадвигатели и авиационные системы, заинтересованы в проекте, который может стать началом возрождения сверхзвуковой авиации. Концепция Boom Technology может иметь коммерческую перспективу и «перетянуть» значительную часть обеспеченных клиентов бизнес-класса, для которых важна скорость. Если компании удастся предложить аналогичную цену на билет, но в два раза более быстрый авиаперелет, то стоит ждать быстрого развития сверхзвуковой авиации. Бенефициарами будут не только авиаперевозчики, но и производители авиационного оборудования, так как сверхзвуковая техника стоит намного дороже дозвуковой.