Тренд в солнечной энергетике: большой бизнес против малого

Некоторые эксперты обеспокоены ростом конкуренции со стороны малых солнечных компаний, которые борются за клиентов с лидерами рынка, такими как SolarCity (SCTY, NASDAQ), Vivint Solar (VSLR, NYSE) и SunRun (RUN, NASDAQ).

Взрывной рост американского рынка солнечных панелей для домохозяйств в последние пять лет был обусловлен в значительной степени за счет аренды и соглашений о закупке электроэнергии. Проще говоря, владельцы домов получали от крупных солнечных компаний солнечные панели бесплатно, но не владели ими, а лишь приобретали более дешевую электроэнергию.

Именно эти механизмы финансирования «третьей стороной» привели к доминированию тройки крупных компаний на рынке США: SolarCity, Vivint Solar и SunRun. Но было очевидно, что такая схема финансирования масштабной установки панелей не может работать долго. К тому же подешевевшее ископаемое топливо сделало затруднительным снижение тарифных ставок.

Финансирование «третьей стороной» достигло максимума в 72% рынка в 2014 г, снизилось до 54% ​​в 2016 г. и в течение следующих двух лет снизится всего лишь до 37% рынка, согласно прогнозам.

Но солнечный бизнес нашел выход: подешевевшие кредитные ресурсы позволили запустить новую, намного более перспективную форму финансирования. Теперь владельцы домов могут приобрести солнечную энергосистему в кредит, то есть спустя 10-20 лет система переходит в собственность владельца дома и производит энергию бесплатно. Это обеспечило рост продаж солнечных панелей домохозяйствам.

В то же время, новую модель могут использовать и малые региональные компании, которые во многих случаях предлагают клиентам более выгодные условия, уменьшая собственную рентабельность до минимума. При этом кредиты легче распределить в небольших количествах через банки или специализированные финансовые организации, такие как Mosaic Solar, BlueWave или Wunder Capital.

Рост конкуренции со стороны малого солнечного бизнеса может негативно сказаться на продажах крупных компаний, прежде всего в тех случаях, когда клиенту нужно нечто большее, нежели стандартные программы.

Тем не менее, не стоит опасаться значительной потери доли рынка крупными компаниями в среднесрочной перспективе. Ведущие игроки значительную часть дохода получают от крупных коммунальных проектов и могут адаптироваться к меняющимся условиям, предлагая домохозяйствам новые технологии, как солнечные крыши от компании SolarCity или низкую стоимость солнечных систем, как это делает Vivint Solar.