Потенциал роста: социальные сети помогли Трампу стать президентом США

Прошедшие на нынешней недели выборы президента США стали первыми, в которых избиратели в основном черпали информацию о кандидатах не из традиционных СМИ, а из социальных сетей. Особенно заметной была роль Facebook (FB, NASDAQ) и Twitter (TWTR, NYSE), обе компании внесли заметный вклад в победу Дональда Трампа.

Около 44% взрослого населения в США регулярно читают сообщения в новостной ленте на Facebook, выбирая часто новости от тех источников, с которыми согласны. При этом многие не критически настроенные пользователи воспринимают ложную или поддельную информацию как достоверную, игнорируя опровержения в официальной прессе. Этот феномен избранный президент США Дональд Трамп использовал в своей предвыборной гонке. Эд Вассерман (Ed Wasserman), декан Высшей школы журналистики Калифорнийского университета в Беркли назвал это изменение в медиасфере знаковым, ведь Трамп мог без дополнительной проверки доносить до широких масс свои порой весьма неоднозначные высказывания. Тем не менее, представитель Facebook поспешил сообщить, что несмотря на то, что Facebook сыграл свою роль в этих выборах, он был лишь одним из многих источников, из которых люди получили информацию. Некоторые эксперты, среди которых и бывшие сотрудники Facebook, полагают, что предвзятое формирование новостной ленты стало одной из причин избрания Дональда Трампа президентом.
В Facebook же признают, что их новостная лента несовершенна, но она хотя бы, в отличие от доминировавших в конце 90-х гг. СМИ, представляет альтернативные точки зрения. К слову, Facebook анализировал работу новостной ленты, в результате нынешним летом решено было изменить характер подачи новостей и сместить акцент с сообщений от средств массовой информации в пользу сообщений от друзей и членов семьи. Это весьма спорная инициатива, так как она повышает вероятность того, что в сети будут появляться ложные или однобокие сообщения, которые начнут циркулировать в отдельных группах населения, создавая в медиапространстве устойчивые «мифы», в которые верит множество людей, но которые в силу закрытости групп не подвергаются критике.

В Facebook обсуждали проблему ложных новостей в ленте, однако единственное что компания могла сделать – это позволить пользователям сообщать о ложной новости. Тем не менее, если пользователь хочет верить в поддельную новость, запретить ему никто не может. Ситуация усугубляется тем, что разные новости существуют в отдельных группах и невозможно спрогнозировать конечное мнение всей аудитории, состоящей из тысяч таких групп, у каждой из которых может быть своя причудливая истина.

Что касается выборов, то в то время как Facebook формировал новостную ленту, Twitter позволял Дональду Трампу напрямую обращаться к избирателям без дополнительной редактуры сообщений. У Хиллари Клинтон также были аккаунты в Facebook и Twitter, но именно Трамп, с почти 14 млн подписчиками, часто начинал собственные циклы новостей с категоричных и зажигательных постов. Дональд Трамп стал первым кандидатом в президенты, который наиболее эффективно использовал коммерческий и политический потенциал Twitter в своих целях. В то же время в Twitter, как и в других социальных медиа, не решена проблема троллинга. Например, тролли атаковали пользователей, которые критиковали Трампа за его расистские и женоненавистнические высказывания. И Twitter неспособны остановить это явления, утверждая, что их социальная сеть является место для обмена разными мнениями.

Таким образом, прошедшие выборы продемонстрировали, какую важную роль могут сыграть социальные сети в политической жизни страны. В то же время, социальные сети имеют возможность монетизации своего ресурса как средства политической информации. На рекламные компании во время выборов и разнообразные политические инициативы в США и других странах тратятся значительные средства, часть из которых могут получить социальные сети.