Как Amgen потратила впустую $10 млрд. Что надо знать инвестору о фармрынке

Акции биотехнологической компании Amgen (AMGN, NASDAQ) за последние 12 месяцев подешевели примерно на 11% из-за снижения спроса на ее лекарства-блокбастеры, которые приближаются к концу жизненного цикла на рынке. Однако самым сильным потрясением для компании стала неудача с лекарством Kyprolis, на приобретение которого компания потратила $10 млрд. Это история является интересным примером для инвесторов, которые планируют долгосрочные инвестиции на рынке фармы и биотеха.

Два года назад компания Amgen приобрела на ранней стадии тестирования лекарство Kyprolis, которое имело шансы стать основным средством лечения множественной миеломы (заболевание крови, связанное с раком), а значит могло принести Amgen миллиарды долларов. На покупку Kyprolis Amgen потратила $10,4 млрд. На фазе III клинических испытаний результаты были шокирующими: Kyprolis был лишь незначительно эффективнее существующего аналога Velcade, причем Kyprolis стоил намного дороже. К тому же патент на Velcade истекает в 2017 г., и скоро на рынке появятся еще более дешевые дженерики. В общем, шансов на успешную коммерциализацию Kyprolis нет.

В итоге препарат Kyprolis, на одну лишь покупку которого Amgen потратила $10 млрд, в настоящее время используется в качестве терапии второй линии, то есть только тогда, когда все альтернативы неэффективны. Но даже в таком качестве Kyprolis сталкивается с растущей конкуренцией.

Таким образом, инвесторам следует учитывать тот факт, что высокая стоимость покупки разрабатываемого препарата не означает его однозначную коммерческую перспективность. Более того, предпочтительно, чтобы компания имела собственную лабораторию и портфель передовых разработок. Это снижает зависимость от сторонних разработчиков и повышает надежность долгосрочных вложений.

Конечно, для Amgen, с ее рыночной капитализацией примерно в $106 млрд, потеря даже такой крупной разработки не обернется катастрофой. Однако случай является яркой иллюстрацией того, что даже чрезвычайно высокая оценка препаратов на ранней стадии разработки не гарантирует успеха на поздних стадиях испытаний. Инвестиции в компании с такими приобретениями имеют повышенную степень риска, если сумма является слишком большой для текущих финансовых возможностей компании-приобретателя.

Также следует помнить, что даже очень востребованные лекарства с потенциальным рынком в десятки миллиардов долларов, могут столкнуться с низким спросом из-за высокой цены. Например, у Amgen есть очень нужное лекарство, Repatha (ингибитор PCSK9), которое стоит около $14 тыс. за годовой курс. Ингибиторы PCSK9 понижают уровень плохого холестерина — очень распространенного нарушения здоровья, например, в США оно наблюдается у 71 млн человек, то есть трети населения. Поэтому даже на одном рынке, в США, такие лекарства могут увеличить рынок рецептурных препаратов до $119 млрд в год. Amgen может заработать на PCSK9 до $4 млрд в год, по мнению аналитиков. Однако чрезвычайно высокая цена препарата ставит извечный вопрос: кто оплатит лечение? На фоне некоторых препаратов, стоимостью в десятки тысяч долларов в год, Repatha, возможно, даже дешев. Однако лекарство Repatha нужно почти всем, поэтому нагрузка на финансовый сектор здравоохранения в случае массового применения ингибиторов PCSK9 будет колоссальной. В результате, несмотря на огромный потенциальный рынок, продажи Repatha в прошлом квартале составили всего $27 млн. На этом фоне лекарства от редких болезней могут быть намного прибыльнее для фармкомпаний и их инвесторов.