Почему торговая сеть Wal-Mart резко поменяла кадровую политику

Ведущие мировые сети супермаркетов Wal-Mart (WMT, NYSE) и Costco (COST, NASDAQ) всегда радикально отличались стратегиями в отношении людских ресурсов. Wal-Mart часто критиковали за низкие зарплаты сотрудников, а Costco наоборот — за «расточительное» поощрение работников и избыточные траты на улучшение условий труда. Теперь этой разницы не будет — Wal-Mart также берет на вооружение модель трудовых отношений, принятую в Costco.

Лояльность квалифицированных кадров сегодня — залог успешного развития любого бизнеса. Высококвалифицированных специалистов не хватает, а рядовые сотрудники иногда имеют решающее значение для привлечения клиентов. Примером кадровой неудачи может служить покупка компании-разработчика роботов Boston Dynamics холдингом Alphabet (GOOG, NASDAQ). Из-за конфликта руководства холдинга с ведущими специалистами Boston Dynamics, работа по лучшим в своем классе перспективным роботам двойного назначения фактически остановилась, и Alphabet была вынуждена выставить свое приобретение на продажу практически сразу после покупки.

В сетях супермаркетов инновации, требующие квалификации, сегодня играют важную роль, например, Wal-Mart планирует внедрить в своих магазинах роботизированные тележки. Также, любой негативный опыт взаимодействия с сотрудниками супермаркета может заставить современного потребителя переключиться на интернет-покупки.

Теперь Wal-Mart заимствует опыт Costco, предлагая своим сотрудникам более высокие зарплаты и лучшие условия труда. Для инвесторов это также хорошая новость, поскольку она указывает на возможный рост продаж. Опыт Costco показал: что хорошо для сотрудников, то хорошо и для клиентов, и для акционеров.

Wal-Mart вряд ли обойдет по уровню зарплат лидера отрасли, компанию Costco, которая в марте 2016 г. повысила оплату труда до $13,5 в час. Вместо этого Wal-Mart предложит сотрудникам более гибкие графики работы в соответствии с личными предпочтениями, улучшит соцобеспечение и медстраховку. Также компания Wal-Mart разработала программу обучения, предлагая пути развития карьеры для сотрудников, которые хотят выйти за рамки позиций начального уровня. Те, кто успешно завершит программы обучения, получит возможность конкурировать за рабочие места с более высокими ответственностью и заработной платой.

Таким образом, изменение кадровой стратегии Wal-Mart — еще один мощный сигнал для рынка. Сегодня сотрудники — не только статья расходов, а один из самых важных ресурсов бизнеса. Инвестиции в заработную плату и лояльность сотрудников могут принести прибыль и повысить доходность для акционеров. Неправильная кадровая стратегия может поставить крест даже на успешной компании, примером может служить некогда успешная компания Yahoo. Несмотря на заявления CEO Yahoo Мариссы Майер о намерении привлечь в компанию талантливую молодежь, в Yahoo была создана жесткая, по мнению некоторых сотрудников, система оценки труда и тяжелая психологическая атмосфера. При этом всего за три года руководства Майер, компания Yahoo потеряла $10 млрд и так и не смогла создать новые драйверы роста.

Таким образом, оценивая перспективность компании, инвесторам необходимо учитывать ее кадровую политику. Компании, которые «застряли в прошлом» авторитарного правления, экономят на кадрах, не обеспечивают возможность для дистанционной работы и обучения, вряд ли смогут показать устойчивый рост в долгосрочной перспективе, вне зависимости от сферы деятельности.