Фармкомпании нашли способ заработать большие деньги на дешевых дженериках

Ранее мы писали, что текущие выборы президента США стали площадкой для дебатов по поводу роста цен на новые лекарства. Некоторые жизненно-важные препараты подорожали на сотни процентов, и это попало в поле зрения политиков и СМИ. Между тем, для фармацевтического и биотехнологического рынков это означает возможность существенно повысит рентабельность бизнеса. Теперь, компании нашли еще один способ получить больше прибыли: добавить дженерики в препараты-бестселлеры.

Дженерики — это более дешевые препараты-аналоги, которые используются для замены дорогостоящих «эталонных» лекарств. Теперь компании добавляют дженерики в дорогостоящие препараты, что позволяет продавать эти дженерики намного дороже. Проще говоря, дженерик дешев, если продавать его таблеткой, но если половина этой таблетки будет дорогостоящим препаратом, то и дженерик в его составе может стоить в разы дороже.

Примером может служить препарат для лечения мигрени Treximet от американской компании Pernix Therapeutics Holdings, Inc. (PTX, NASDAQ). Девять таблеток Treximet стоят $728,67. В составе этой таблетки препараты суматриптан и напроксен — по заявлению Pernix Therapeutics это позволяет повысить эффективность лекарства. Но по отдельности суматриптан и напроксен стоят всего около $19, а себестоимость производства Treximet составляет примерно $353. При этом нет никаких доказательств того, что Treximet эффективнее, чем принимаемые порознь суматриптан и напроксен.

Таким образом, компании – производители лекарств могут получать рекордные прибыли, причем «обойдя» ограничения обычного потребительского рынка. Значительная часть пациентов не платит полную стоимость лекарств, а значит не чувствует высоких цен на препараты, вроде Treximet. Кроме того, сами производители предлагают скидки и льготные цены для отдельных категорий клиентов, что снижает негативную реакцию потребителей. Однако, в конечном счете, страховые взносы дорожают, и эти расходы (на медстрахование) переходят к работодателям. Это негативный фактор, который в долгосрочной перспективе может повлиять на бизнес с добавлением дженериков.

Однако пока компании свободно объединяют два или более препаратов в «одной таблетке», конечно если они совместимы, и продают их по высоким ценам. Это позволяет увеличивать маржу без риска, так как до сих пор нет юридических норм, регулирующих стоимость подобных «составных» лекарств. Скорее всего, в среднесрочной перспективе этой практике ничего не угрожает, так что фарма и биотех имеют возможность для быстрого роста прибыли. Также, не стоит забывать о еще одной точке роста: препаратах для лечения редких болезней.