Пострадает ли виртуальная реальность Facebook от проблем Samsung?

Продолжая сегодняшнюю тему перспективности тех или иных направлений для инвестиций в виртуальную (VR) и дополненную (AR) реальности, рассмотрим компанию Facebook (FB, NASDAQ), которая планировала первой выйти на рынок высокопроизводительных VR-приложений со своими очками Oculus Rift. Недавно компания Facebook частично свернула сотрудничество с компанией Samsung в области VR. Насколько это серьезно отразится на конкурентоспособности Facebook в виртреальности?

Надо пояснить, что вместе со своими дорогостоящими очками Oculus Rift со встроенными экранами, компания Facebook продает VR-очки Samsung Gear VR, в которых экраном служит смартфон южнокорейского вендора. В связи с отзывом нового Note 7, компания Facebook отключила для этого смартфона поддержку своей VR-экосистемы Oculus Home. Смартфон Note 7 был одним из немногих смартфонов компании Samsung, работавших с Oculus очками Gear VR. Помимо него экосистему VR от Facebook поддерживают только разные модификации Galaxy S7 и S6, а также Galaxy Note5.

Между тем, смартфонная VR намного важнее для Facebook и тем более Samsung, которая теперь столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны новых продуктов от Google — VR-очков Daydream и смартфона Pixel.

Facebook выстраивает собственную экосистему VR-приложений и может опереться на огромную базу пользователей соцсети. Однако проект Oculus Rift, на который потратили миллиарды долларов, пока нельзя назвать успешным. Очки сильно опоздали с началом продаж, хотя имели шанс стать первыми на рынке. Теперь же массово распространяются смартфонные очки, которые также можно подключить к ПК, но стоят они намного меньше: от $15 за китайское устройство хорошего качества, разумеется, без учета стоимости смартфона. Но смартфон есть у большинства потребителей VR, к тому же его можно применять в повседневной жизни, чего не скажешь об Oculus Rift почти за $600 (около $800 с игровыми контролерами). В результате, на сайте Oculus лучше продаются именно смартфонные очки, созданные в партнерстве с Samsung, а не Oculus Rift, которых пока удалось продать всего 360 тыс. штук. Для сравнения: Gear VR продадут примерно 2,3 штук до конца 2016 г.


Марк Цукерберг любит Oculus Rift, но пока без взаимности

Таким образом, покупая смартфонные очки, у пользователя есть выбор: использовать магазин приложений и экосистему Google; искать свободный контент; использовать в паре с игровым ПК, как Oculus Rift; выбрать фирменные очки, например от Samsung, чтобы получить доступ к экосистеме Oculus Home. Фанаты VR могут приобрести более дорогие очки вроде Oculus Rift или HTC Vive, но уже сейчас их продажи невысоки из-за высокой цены, поскольку пользователям не очевидны преимущества таких очков перед более дешевыми и универсальными смартфонными.

Таким образом, не исключено, что Facebook придется сменить вектор развития в области VR, сместив акценты с любимого детища Марка Цукерберга, очков Oculus Rift, на коммерчески более перспективное направление смартфонной VR. Facebook имеет огромный потенциал в плане покупки, генерации и распространения VR-контента. И если компания не будет вкладывать все в несколько поспешные инвестиции в Oculus Rift, разработка которых была катастрофически долгой, то сможет сохранить статус одного из главных бенефициаров тренда виртуальной реальности.