Рынок виртуальной реальности, разбираемся в перспективах ключевых игроков

В последнее время тема виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности является очень популярной. Действительно, это направление развития информационного пространства является очень перспективным и, очевидно, станет новым этапом эволюции компьютерных технологий. Однако, многие инвеcторы затрудняются выбрать направление для долгосрочных инвестиций в AR и VR. Попробуем разобраться с этим вопросом.

Прежде всего, следует понимать, что виртреальность — это намного больше, чем простой аттракцион или видеоигры в VR-очках. Приложения VR, например, тестируют ВМС США для создания виртуального боевого мостика военных кораблей, где экипаж сможет работать намного эффективнее. Очки AR компании Google (GOOG NASDAQ) тестируются в медицинских и инженерных приложениях. AR-очки HoloLens от Microsoft Corporation (MSFT, NASDAQ) применяются в промышленности, строительстве, аэрокосмическом секторе и даже для работы в космосе. Эти компании станут основными бенефициарами VR/AR-революции в промышленности и науке, наряду с компаниями, разрабатывающими сопутствующие сервисы, как например Trimble Navigation Limited (TRMB, NASDAQ), которая создает для очков HoloLens продвинутые навигационные алгоритмы.


AR-очки Microsoft HoloLens на Международной космической станции

Данный сегмент будет иметь устойчивый долгосрочный рост, однако в обозримом будущем доля VR/AR в доходе вышеперечисленных компаний будет небольшим. Впрочем, они имеют диверсифицированный бизнес и сами по себе являются привлекательным направлением для инвестиций. Таким образом, если необходимо выбрать наименее рискованное направление — то «индустриальные» VR и AR являются приоритетными, хоть потенциально и менее доходными.

В свою очередь, развлекательный сегмент VR и AR потенциально может принести больший доход в среднесрочной перспективе, но связан с большим риском. На этом рынке пытаются закрепиться многие компании, но пока лидером является Google, которая активно продвигает свою экосистему VR с помощью собственного магазина приложений и платформы Android Daydream. Недавно компания выпустила собственную мобильную VR-гарнитуру, которая является наиболее перспективным сегментом VR. Как показала практика, дорогостоящие VR-очки пользуются недостаточным спросом, например, Facebook, Inc. (FB, NASDAQ) к настоящему времени удалось продать всего 360 тыс. дорогостоящих VR-очков Oculus Rift. В то же время, недорогие смартфонные VR-очки продаются по всему миру миллионами экземпляров. И здесь важнейшим конкурентным преимуществом становится контент, но какая компания станет лидером в области производства VR-контента пока сказать сложно, ведь еще даже не оформились требования для такого контента. Тем не менее, благодаря своему магазину приложений и мобильной ОС Android, Google собирает производителей на одной площадке и выстраивает собственную экосистему VR, что позволит компании выиграть на главном потребительском рынке — рынке смартфонной VR. Доступ к сервисам Google — самый демократичный, его могут получить обладатели как фирменных очков Goggle, так и владельцы бесчисленного количества дешевых китайских устройств, стоимостью от $5.


Daydream View от Google стоят всего $79

Когда речь идет о производителях аппаратной части, собственно очков и комплектующих для них, не следует забывать, что VR-гарнитуры — это прежде всего средство получения контента, то есть основной доход лежит именно в плоскости софта, контента и высокоскоростных каналов связи для работы с VR-ресурсами.

Такие компании, как Intel (INTC, NASDAQ), Advanced Micro Devices Inc. (AMD, NASDAQ), Qualcomm Incorporated (QCOM, NASDAQ), NVIDIA Corp. (NVDA, NASDAQ) производят чипы и софт для VR, и эти продукты будут востребованы в обозримом будущем. На этом рынке самые сильные позиции у NVIDIA, которая выпустила линейку бюджетных видеокарт с поддержкой VR для ПК.

С производителем очков Oculus Rift, компанией Facebook, ситуация сложнее, и о ней мы расскажем сегодня позднее.