Уникальные испытания: роботы заменят летчиков даже на старых самолетах

В рамках совместной программы Агентства передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA) и исследовательской компании Aurora Flight Sciences, которая занимается разработками в сфере беспилотных летательных аппаратов, 17 октября на одномоторном самолете Cessna Caravan была испытана система, которая в будущем позволит заменить роботом второго пилота в кабине самолета . Несмотря на то, что разработка находится на ранней стадии, уже виден ее огромный потенциал для всей авиационной отрасли.

Протестированный робот уникален тем, что он имеет манипуляторы, с помощью которых он может двигать рычаги, нажимать педали и переключать тумблеры, предназначенные для человеческих рук и ног. Робота можно посадить в любой самолет или вертолет, даже 1950-х годов разработки без цифровых систем и сложных сенсоров. Как и человек, робот сможет управлять такой машиной, используя приборы в кабине и загруженный в память опыт тысяч полетов лучших пилотов-людей.

Робот-пилот сам анализирует показания датчиков с помощью машинного зрения и адекватно реагирует на изменение обстановки. Первый пилот может управлять действиями робота с помощью планшета.

Идея разработчиков заключается не в том, чтобы в ближайшей перспективе вообще убрать человека из кабины самолета, а в том, чтобы упростить его работу, передав большинство механических функций роботу. Таким образом, в случае чрезвычайных ситуациях человек-пилот будет освобожден от рутинных задач и сможет эффективнее думать над исправлением нештатной ситуации. Также, робот позволит сократить число пилотов в кабине самолетов. Ко всему прочему, машина быстрее реагирует на нештатные ситуации и не допускает выхода летательного аппарата на критические режимы полета. В более отдаленном будущем такие роботы смогут управлять опционально-пилотируемыми самолетами, что существенно удешевит их, ведь в самолет не нужно будет предустанавливать сложный автопилот - в случае необходимости достаточно посадить робота в кресло пилота.

Транспортные и пассажирские авиакомпании в последние время столкнулись с проблемой нехватки высококвалифицированных пилотов. Замена некоторых пилотов роботами кажется удачным решением проблемы, так как, теоретически, повышает безопасность полетов и одновременно помогает экономить значительные средства, которые тратятся на обучение и регулярное повышение квалификации пилотов. При этом пилот, как и любой человек, может испытывать усталость, сонливость, стресс, что приводит к ошибкам. Робот, в свою очередь, стрессам не подвержен и способен с одинаковой эффективностью выполнять рутинную работу в течение многих часов полета и при этом сохранить мгновенную реакцию на критические события.

Пока разработчики не называют сроков окончательной замены второго пилота роботом, однако тенденции последних лет говорят, что это может произойти в течение одного-двух ближайших десятилетий. Так, уже сейчас пилоты военных самолетов используют цифровые системы управления, без которых самолет из-за особенностей конструкции даже не может устойчиво лететь. Новый робот уникален тем, что может применяться на любом типе летательный аппаратов: достаточно «усадить» его в пилотское кресло и настроить под конкретный самолет или вертолет.

В перспективе сокращение числа пилотов позволит удешевить стоимость полетов транспортных и пассажирских самолетов за счет уменьшения издержек на подготовку и содержание пилотов. Робот, в отличие от человека, хранит память не только о собственном опыте полета на конкретном летательном аппарате, но аккумулирует опыт полетов на разных самолетах и вертолетах. Это позволяет ему в случае нештатной ситуации моментально выстраивать алгоритм действий, используя самые эффективные приемы, сработавшие в схожих случаях.

Внедрение технологии пилота-робота на пассажирских и транспортных рейсах сопряжено с рядом бюрократических проволочек. Одна из основных – это полное изменение правил безопасности полетов, в том числе и международных, если самолет будет летать за пределы страны. Это процедура может занять несколько лет и затянуть внедрение передовой технологии. Но некоторые элементы робота могут быть внедрены в системы управления летательными аппаратами в ближайшие пять лет.



Размещённая в данном разделе информация и материалы носят справочно-информационный характер, адресован клиентам ООО ИК «Фридом Финанс», не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, не является предложением инвестировать в акции иностранных компаний.. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном обзоре, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). В информации, указанной в данном обзоре, не принимаются во внимание Ваши личные инвестиционные цели, финансовые условия или нужды. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является Вашей задачей. ООО ИК «Фридом Финанс» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в упомянутые в данном разделе финансовые инструменты, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии решения.

ООО ИК «Фридом Финанс» оказывает услуги заключения расчетных внебиржевых форвардных контрактов, базовым активом которых могут являться инструменты, размещаемые на торгах иностранных организаторов торгов, согласно пункта 4 Указания Банка России от 16.02.2015 N 3565-У "О видах производных финансовых инструментов" в Порядке оказания услуг по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (Приложение №5 к Регламенту обслуживания Клиентов ООО ИК «Фридом Финанс», далее — Порядок) и в соответствии со Стандартными условиями форвардного контракта на цену иностранного финансового инструмента (Тип «IPO») (Приложение №2 к Порядку). Согласно ч. 2 ст. 1062 ГК РФ требования граждан, связанные с участием в сделках, предусматривающих обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги, курса валюты, подлежат судебной защите только при условии их заключения на бирже. ООО ИК «Фридом Финанс» не оказывает услуги приобретения иностранных ценных бумаг, упомянутых в данном обзоре, за счет клиентов, не являющихся квалифицированными инвесторами.

ООО ИК «Фридом Финанс». Лицензия № 045-13561-100000 на осуществление брокерской деятельности, срок действия лицензии не ограничен.