Старт тренда VR: какие разработчики приносят лучшие дивиденды

Виртуальная реальность (VR) является одним из ведущих трендов технологического рынка, и многие инвесторы рассматривают возможность долгосрочных вложений в данное направление. Большинство инвесторов при этом предпочли бы инвестиции в надежные компании, акции которых уже приносят дивиденды. И в сфере VR в первую очередь такими компаниями являются разработчик софта Microsoft Corporation (MSFT, NASDAQ) и компания – производитель электронных компонентов Qualcomm Incorporated (QCOM, NASDAQ).

По прогнозу исследовательской фирмы Digi-Capital, к 2025 г. рынок VR будет иметь объем $80 млрд. В СМИ множество новостей о некоторых компаниях, разрабатывающих технологии виртреальности. Однако, Facebook, Alphabet и AMD не выплачивают дивиденды, а у Sony доходность совсем небольшая: 0,5%. В свою очередь, Microsoft и Qualcomm усиливают позиции на рынке VR и имеют прочный диверсифицированный бизнес, приносящий прибыль.

Основной бизнес Microsoft — это по-прежнему Windows и Office, но компания быстро расширяет свое присутствие на рынке дополненной и виртуальной реальности. Microsoft создала очень перспективные очки HoloLens, которые в начале этого года уже начали поставляться разработчикам приложений. HoloLens создают смешанную реальность, которая позволяет, например, инженерам «рисовать» в воздухе трехмерные модели непосредственно на опытном образце техники.

Очки HoloLens пока не продаются, и комплект разработчика стоит очень дорого —$3000, но крупные компании, такие как Volvo и Lowe уже тестируют новое устройство. Так, Volvo использует HoloLens для «сборки» комплектации автомобиля прямо в автосалоне, без необходимости занимать шоу-рум десятками авто с разным цветом кузова, обивками салона и т. д. Компания Lowe использует HoloLens для схожих целей: клиенты с помощью очков проектируют интерьер дома. Также очки могут использоваться для игр и коммуникации.

Публичный релиз HoloLens будет более дешевым, и компания с высокой вероятностью создаст экосистему «корпоративной» VR, приносящую значительный доход. При этом технология смешанной реальности и параметры очков позволяют Microsoft избежать конкуренции с дешевыми «смартфонными» VR-очками.

Компания Qualcomm, крупнейший в мире производитель мобильных чипов, не поставляет детали для «топовых» VR -гарнитур вроде Oculus Rift от Facebook. Тем не менее, Qualcomm успешно работает на рынке «смартфонной» виртреальности, которая, скорее всего, будет самым массовым видом VR. Qualcomm производит комплектующие для VR-очков Samsung Gear VR, Google Cardboard и Daydream, Xiaomi VR Play и других. Эти очки стоят относительно недорого (менее $100) и имеют высокий потенциал продаж. Именно на такие очки делает ставку Google в создании собственной экосистемы VR, поскольку они дешевы и не привязаны к ПК и игровым консолям.


В частности, только Gear VR в 2016 г. будет продано около 5 млн штук, по оценкам Piper Jaffray. Для сравнения, продажи дорогих VR-очков, требующих мощного ПК составят: 3,6 млн Oculus Rifts и 2,1 млн HTC Vives.

Фактически, для Qualcomm виртреальность может повторить взлет рынка смартфонов, причем и продажа смартфонов будет связана с развитием виртреальности. В будущем «смартфонные» VR-гарнитуры потребуют более производительных смартфонов с экраном высокого разрешения. Сегодня самые мощные мобильные устройства используют сипы Qualcomm модельного ряда 820 и 821. VR вряд ли будет основным драйвером роста компании Qualcomm в течение следующих нескольких кварталов, но может составить значительную долю роста дохода в течение следующего десятилетия.

Таким образом, Microsoft и Qualcomm имеет высокий потенциал на рынке VR, но при этом не зависят от этого рынка полностью. Обе компании могут получить в долгосрочной перспективе значительный доход от VR, а солидные текущие дивиденды позволяют инвесторам ждать этого роста без финансовых потерь.