У регуляторов нет повода вмешиваться в ценообразование лекарств?

Текущие выборы президента США стали площадкой для дебатов по поводу роста цен на новые лекарства. Например, в центре внимания оказался препарат EpiPen компании Mylan (MYL, NYSE), подорожавший на 500% с 2007 г. Несмотря на то, что компании готовы снижать цены и предлагают разные альтернативы, тема все еще обсуждается, и некоторые инвесторы опасаются снижения прибыльности фармкомпаний в будущем. Однако необходимо четко различать политические заявления и реальные оценки ситуации в отрасли.

Рост стоимости медицинских процедур (препаратов, техники, методик лечения и т. д.) действительно является проблемой для современных систем медстрахования. Это объективный процесс, связанный с ростом стоимости разработки передовых медицинских технологий. В то же время, рост цен на некоторые лекарства объяснить сложно, например, некоторые препараты Valeant Pharmaceuticals International (VRX, NYSE) подорожали на 500%. Но клиническая практика показывает, что реальность несколько отличается от кризисной картины, которую рисуют политики.

Согласно исследованию некоммерческой организации Kaiser Family Foundation, большинство американцев считают то, что отпускаемые по рецепту лекарства стоят слишком дорого, но при этом они не испытывают проблем с оплатой лекарств по текущим ценам.

Лекарственные препараты принимают лишь 55% американцев, и по поводу высокой цены беспокоятся лишь те, кто вынужден покупать 3-4 разных наименования препаратов. Но лишь малообеспеченные американцы с доходом ниже $40 тыс. в год пропускают прием, отказываются от покупки вообще или разделяют дозу лекарства на несколько частей. В основном это пенсионеры без медстраховки.

Телефонный опрос был проведен с 14 по 20 сентября, в нем участвовали 1204 взрослых американцев.

Таким образом, исследование подтверждает очевидную мысль о том, что компании не будут уничтожать свой бизнес «неподъемными» ценами. В то же время, 86% опрошенных хотят знать, каким образом сформировалась цена на лекарство, а 82% одобряют возожное разрешения правительственным организациям вести переговоры о льготных ценах для программы медстрахования Medicare. Ранее мы указывали на такой возможный вариант разрешения данного политико-финансового вопроса, и сегодня он выглядит наиболее вероятным способом «погасить волну», поднятую на предвыборных дебатах.

Масс-медиа и политики уже сформировали у общественности мнение по поводу цен на лекарства. В частности, 77% опрошенных считают, что драйвером роста цен является желание фармкомпаний получить как можно больше прибыли. Также, опрошенные считают, что факторами роста являются высокие расходы на медицинские исследования (64%), на маркетинг и рекламу (54%) и иски против фармацевтических компаний (49%). При этом 47% опрошенных заявили, что они поддержат запрет на рекламу рецептурных препаратов.


В целом, опрос показывает, что ситуация на фармрынке далека от социального взрыва, и достаточно нескольких шагов для решения проблемы. Скорее всего, этим шагом будут инициатива самих фармкомпаний по замедлению роста цен, а также ряд льгот для Medicare. Это не только не приведет к резкому падению доходов фармкомпаний, но и может увеличить их благодаря расширению продаж.