Кто первым получит максимум выгоды от взлета коммерческих БПЛА

В конце прошлого месяца в США вступили в действие правила полета коммерческих беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). После нескольких лет обсуждений, Федеральное управление гражданской авиации (FAA) разрешило использование беспилотников в коммерческих целях. Теперь у компаний есть правовая база для использования БПЛА, и инвесторы ищут компании, которые первыми смогут заработать на новых технологиях.

Прежде всего, надо отметить, что рынок коммерческих БПЛА будет большим: $100 млрд, по оценкам Goldman Sachs, и $127 млрд, по оценкам PricewaterhouseCoopers. Как ожидается, наибольшее влияние внедрение коммерческих БПЛА окажет на три отрасли: производство аппаратного обеспечения; сбор и обработка данных; электронная коммерция.

Производственные цепочки создания малых БПЛА все еще выстраиваются, но уже можно выделить поставщиков ключевых компонентов коммерческих беспилотников. Прежде всего, это видеочипы для съемки высокой четкости, которые производит компания Ambarella, Inc. (AMBA, NASDAQ), а также видеокамеры компании GoPro в (GPRO, NASDAQ). Видео- и фотосъемка по-прежнему остается одной из основных сфер применения малых БПЛА, и практически все беспилотники оснащены оптическими системами для съемки и навигации. Кроме того, GoPro планирует в текущем году выпустить полуавтоматическую летающую камеру, которая может повторить успех экшн-камер, открыв новое измерение для видеосъемки. Также выгоду получат ведущие производители полупроводников, так как БПЛА используют множество современны электронных компонентов.


Следующая отрасль — сбор и обработка данных. По мере встраивания БПЛА в существующие бизнес-процессы клиентов беспилотники будут поставлять компаниям все больше разнообразных данных. Например, страховые компании могут использовать БПЛА для обследования домов в зоне стихийных бедствий или для изучения места ДТП. Коммунальные предприятия смогут вести мониторинг инженерных сетей, а службы беспилотной доставки — анализировать дорожный трафик и наблюдать за городом. Все эти данные необходимо собирать, анализировать, хранить и визуализировать.

Таким образом, благодаря внедрению коммерческих БПЛА спрос на ИТ-услуги вырастет. Одним из основных бенефициаров станет, скорее всего, компания Alphabet Inc. (GOOG NASDAQ). В дополнение к своему быстро растущему облачному бизнесу, Google обладает потенциалом для создания платформы, обрабатывающей данные с тысяч коммерческих БПЛА.

В сельском хозяйстве (второй крупнейший пользователь БПЛА после армии) одну из лидирующих позиций в сфере навигации и обработки данных может занять компания Trimble Navigation Limited (TRMB, NASDAQ), которая имеет большой опыт в разработке систем автоматизации сельского хозяйства.


В электронной коммерции основные ожидания от внедрения БПЛА в цепочку логистики со стороны «последней мили», то есть доставки товара непосредственно в руки покупателя. Эта часть логистики всегда была трудоемкой и ресурсозатратной. Лидером беспилотной доставки может стать интернет-ретейлер Amazon.com, Inc. (AMZN, NASDAQ), который уже испытывает подобные системы и является мировым лидером в области автоматизации логистики. Около 86% доставок с Amazon — это товары массой менее 2,2 кг, то есть доставку этих посылок могут взять на себя беспилотники. В этом случае цена доставки снизится до $1 и менее, что равно одной восьмой стоимости доставки аналогичной посылки почтой FedEx и одной тринадцатой — UPS. При этом снижение стоимости доставки даже на 10% означает для Amazon дополнительный доход примерно в $1 млрд.

Таким образом, коммерческие БПЛА окажут мощное влияние на важнейшие рынки и в ближайшее десятилетие принесут технологическим компаниям существенную прибавку доходов. В более отдаленном будущем роль коммерческих БПЛА в мировой экономике вырастет еще больше.