Новый рынок: автобусы-роботы как будущее городского транспорта

На дорогах Японии в следующем году начнется тестирование автобусов-роботов. Новый вид транспорта, как ожидается, будет востребован прежде всего среди людей старшего возраста, которым по состоянию здоровья уже нельзя водить автомобиль, но которые при этом не хотят терять мобильности. Учитывая, что старение населения — одна из основных проблем развитых стран, можно ожидать больших инвестиций в эту отрасль.

Проект автобусов-роботов в Японии поддерживают SoftBank Group Corp, Advanced Smart Mobility Co., Токийский университет и Toyota Motor Corp. Автомобили-роботы, наподобие тех, что в настоящее время разрабатываются Uber Technologies Inc., Google (GOOGL, NASDAQ) и ведущими автоконцернами, должны быть достаточно умными, чтобы передвигаться в непредсказуемых условиях. Но в случае с автобусами задача может быть упрощена, ведь автобус следует по запланированному маршруту, часто по выделенной полосе. Если данный проект окажется успешным, то автоматизированные автобусы могут появиться на улицах крупных городов уже в 2019 г. В настоящее время известно, что четыре города в Японии подписали контракт на тестирование автобусов-роботов в реальных городских условиях в следующем году.


Рост количества пожилых людей сделает автоматический общественный транспорт востребованным в крупных мегаполисах и пригородах. Кроме того, автобусы-роботы могут значительно сократить расходы муниципалитетов на субсидирование общественного транспорта. Ожидается, что рынок автобусов-роботов будет иметь объем около $77 млрд к 2035 г.

Однако до внедрения автобусов-роботов должны быть доведены до совершенства многие технологии. Так, в Японии в течение двух последних десятилетий строят общенациональную сеть радиопередатчиков и инфракрасных маяков, которые позволяют отслеживать дорожные условия. Еще один важный момент, который необходимо решить, — удобство для пассажиров. Даже если в автобусе не будет водителя, пассажиры все равно будут ожидать, что кто-то ответит на их вопросы о расписании и маршрутах. Для этого, как ожидается, могут быть использованы удаленные работники, своего рода диспетчеры call-центра.

Опытные автономные автобусы уже испытываются и в других странах. Разработанный швейцарской компанией EasyMile перевозит студентов в пределах кампуса Вагенингенского университета в Нидерландах. Daimler AG инвестировал в проект городского автобуса-робота $223 млн после дебюта прототипа в июле.