Роботы в ресторанах фаст-фуд: новый рынок для технологических компаний

Роботы, заменяющие работников в ресторанах быстрого питания, — это реальность, с которой нам придется столкнуться в ближайшее время, полагают эксперты. От массового перехода на роботов максимальную выгоду получат компании-производители программного обеспечения для автоматизированных систем обслуживания клиентов.

Сеть кофеен Starbucks (SBUX, NASDAQ) уже использует автоматизированную систему заказа, что позволяет переместить работников на приготовление напитков. Киоски для автоматического приема заказов тестируют в McDonald's Corp. (MCD, NYSE), сеть пиццерий Domino (DPZ, NYSE) также предлагает несколько способов автоматизации процесса заказа. Надо отметить, что нововведения пока не привели к существенному сокращению работников, а просто позволили использовать людской труд более эффективно. Таким образом, речи о полном вытеснении традиционных работников пока не идет.


По словам экспертов, внедрение роботов непременно произойдет, однако этот процесс будет медленным. И главная причина – в стоимости автоматизации. Оснащение ресторанов роботами потребует серьезных финансовых вложений, отдача от которых будет заметна только в долгосрочной перспективе. Однако роботы постепенно становятся дешевле ручного труда человека.

Согласно исследованию National Robotics Education Foundation, использование роботизированных систем позволит переключить 1,2 рабочих от приема заказов на другие, более сложные задачи. Ожидается, что переломный момент в сфере роботизации ресторанов наступит к 2020 г.


Пока эксперты называют как положительные, так и отрицательные стороны появления роботов в сфере обслуживания и в ресторанах быстрого питания в частности. Среди положительных сторон то, что роботы действительно «удобные» работники: они никогда не опаздывают, не нарушают закон и не просят о повышении зарплаты. Однако к отрицательным сторонам относится нарушение обратной связи между клиентом и ресторанам. Так, сегодня работники сетей ресторанов непосредственно общаются с клиентами, могут оперативно отслеживать их реакцию и вносить изменения в систему обслуживания. С введением роботов исчезнет личное общение между клиентами и работниками ресторана, что может отрицательно сказаться на лояльности клиентов.

Над решением этой проблемы работают специалисты стартапов, таких как Momentum Machines, а также крупных технологических компаний, таких как Microsoft Corporation (MSFT, NASDAQ), Intel (INTC, NASDAQ), International Business Machines Corporation (IBM, NYSE), Amazon.com (AMZN, NASDAQ) и другие.