Торговые сети против Amazon: что нужно знать инвестору?

Потребители делают все больше покупок в интернете и меньше посещают торговые центры. Глобальные онлайн-продажи выросли примерно на 25% в 2015 г., по данным eMarketer. В связи с этим у некоторых ретейлеров замедлился рост продаж. Смогут ли крупные компании сделать разворот в сторону интернета и использовать имеющиеся торговые площади в новых условиях?

Безусловно, крупнейшие торговые сети, владеющие сетью магазинов в США, пытаются увеличить долю онлайн-продаж по мере того, как потребитель все с большей неохотой тратит время на походы по магазины. Однако этот процесс идет сложно. Например, в прошлом квартале онлайн-продажи крупнейшей американской сети розничной торговли Target Corp. (TGT, NYSE) выросли только на 16% по сравнению с ростом на 30% за аналогичный период прошлого года.

Онлайн-продажи торговой сети Wal-Mart Stores Inc. (WMT, NYSE) в прошлом квартале выросли лишь на 12%, но и этот показатель является хорошим на фоне двух предыдущих кварталов, когда рост продаж не дотянул даже до 10%.

При этом интернет-ретейлер Amazon.com, Inc. (AMZN, NASDAQ) в онлайне намного опередил Target и Wal-Mart, и продолжает наращивать долю на американском рынке онлайн-ретейла, отнимая ее у традиционных торговых сетей. Это называют «эффект Amazon-a».


В прошлом квартале Amazon потратила $1,7 млрд на капитальные расходы. Большая часть этих средств пошла на поддержку облачных сервисов Amazon, однако значительные средства направлены на улучшение сервисов розничных продаж.

В настоящее время Amazon имеет самую быструю на рынке розничных продаж отгрузку товара и, соответственно, высокую скорость доставки. Также компания работает над разработкой новых продуктов под собственной торговой маркой. Эти товары будут конкурировать с товарами Wal-Mart и Target, которые имеют собственные торговые марки.

Wal-Mart пытается кардинально переломить ситуацию с помощью покупки небольшой e-commerce компании Jet.com, которая запустилась в 2015 г. Также Wal-Mart планирует потратить $900 млн в 2016 г. на сегмент онлайн-торговли и $1,1 млрд в следующем году. Это намного больше $700 млн в 2015 г.

В свою очередь, Target увеличивает расходы на технологии и логистику для увеличения продаж через интернет. В текущем году компания инвестирует в это направление $1,8 млрд по сравнению с $1 млрд в прошлом году. Начиная с 2017 г. компания планирует инвестировать в e-commerce $2-$2,5 млрд ежегодно. Кроме того, Target трансформирует концепцию торговых центров и попытается превратить их в развлекательные — для привлечения клиентов.

Насколько усилия торговых сетей эффективны, станет понятно в течение следующих нескольких кварталов. Очевидно, при слабом росте интернет-продаж торговые сети будут вынуждены продолжить практику дорогостоящих приобретений фирм из сферы e-commerce. В то же время Amazon сохранит лидерство на рынке США и усилит позиции для борьбы на международном рынке.