Мобильные технологии стали драйвером роста индустрии питания

Мобильные технологии становятся ключевым каналом коммерции и проникают в традиционные отрасли, которые, казалось бы, далеки от современных технологий. В частности, в США миллионы точек розничной торговли теперь принимают мобильные заказы и платежи. Активно развиваются приложения, которые позволяют увеличить доход, привлечь новых клиентов и повысить их лояльность.

Траты на рестораны в развитых странах составляют значительную часть дискреционных (необязательных) расходов и по темпам роста входят в тройку потребительских расходов на ряду с тратами на одежду и строительство/ремонт. Тем не менее, у мобильных технологий есть значительный потенциал роста в сфере ресторанов быстрого обслуживания. В этой отрасли наблюдается самый быстрый рост использования мобильных платежей в пищевой индустрии. Лидерами в отрасли являются компании Del Taco Restaurants, Inc. (TACO, NASDAQ), Starbucks Corporation (SBUX, NASDAQ). При этом Starbucks не только использует мобильные картридеры от провайдера мобильных платежей Square, Inc. (SQ, NYSE), но и собственное мобильное приложение. На счетах в приложении от сети кофеен Starbucks в июне 2016 г. было более $1 млрд — это больше, чем депозиты у многих банков. Во втором квартале около 24% покупок в Starbucks были проведены через мобильное приложение, а еще 41% — через подарочные карты, привязанные к веб-аккаунту.

По прогнозам BI Intelligence, к 2020 г. объем мобильных заказов в американских ресторанах достигнет $38 млрд. Для сравнения: в 2015 г. это число было равно $5 млрд. Таким образом, темпы прироста составят 57% в год, и к 2020 г. мобильные заказы будут занимать 10,7% от всех продаж в ресторанах быстрого питания.


Надо отметить, что мобильные технологии — не просто новый способ заказа и оплаты, а мощное средство для ускорения роста и повышения лояльности клиента. В мобильные приложения и мобильные платежные системы можно интегрировать разные сервисы, например, кредитные, накопительные, бонусные программы за привлечение новых клиентов и т. д. Потенциал этого направления очень большой, именно поэтому в начале июля сеть магазинов Wal-Mart Stores Inc. (WMT, NYSE) заявила о намерении запустить мобильные платежи во всех своих торговых точках. Мобильным приложением Wal-Mart регулярно пользуются около 20 млн человек. Приложение упрощает и ускоряет процесс оплаты, предоставляет скидки, позволяет быстрее отыскать нужный товар на полках магазинов.

Также не следует забывать о том, что выгоду от распространения мобильных технологий в сфере общественного питания получают и провайдеры мобильных платежей, прежде всего Square. Несмотря на некоторый скептицизм аналитиков в конце прошлого года, компания успешно расширяет бизнес и во втором квартале текущего года вплотную приблизилась к прибыльности. Square доказала, что может привлечь к сотрудничеству крупные предприятия, несмотря на расторжение сделки со Starbucks. Объем платежей от крупных клиентов в системе Square в Q2 2016 г. вырос на 61%. За полугодие акции SQ подорожали на 31%.