Инвестиции в топливные ячейки. В чем отличие от солнечной и ветроэнергетики?

Инвестиции в топливные элементы не популярны у инвесторов из-за неясных перспектив коммерциализации технологии. Сегодня ситуация на рынке несколько изменилась. Пришло ли время роста для производителей топливных элементов?

Топливные элементы (ТЭ) напрямую, без сжигания, превращают топливо (метан или водород). ТЭ имеют очень высокую эффективность (до 80%) при нулевых вредных выбросах. При этом ТЭ одинаково эффективны при максимальных и минимальных мощностях, что выгодно отличает их от любых других генерирующих технологий. Топливо для ТЭ дешевое, если речь о природном газе или водороде, добываемом из воды электролизом. Почему же до сих пор на этом рынке нет значительного роста?

Проблем ТЭ — высокая стоимость из-за использования драгоценных и редкоземельных материалов. Также сказывается слабая водородная инфраструктура: производство и хранение этого чрезвычайно летучего и пожароопасного газа требует особых мер, что отрицательно сказывается на его доступности. Все это замедляет массовое внедрение и сказывается на стоимости компаний-производителей. Хотя, надо отметить, с каждым годом использование ТЭ растет.

Один из ведущих разработчиков и производителей ТЭ, компания FuelCell Energy (FCEL, NASDAQ), является ярким примером развития рынка. На пике стоимости акции FCEL в сентябре 2000 г. стоили более $577, тогда как на торгах 2 августа ценная бумага FCEL торговалась по $5,23, а рыночная капитализация составила $176,3 млн. При этом за все время FuelCell так и не вышла на прибыльность. Акции еще одного крупного игрока рынка, американской Plug Power (PLUG, NASDAQ), за год потеряли 32%, рыночная стоимость компании составила $317 млн.


На первый взгляд, отрасль ТЭ не имеет позитивного прогноза даже в долгосрочной перспективе, однако есть факторы, которые могут положительно повлиять на ее развитие и повторить ралли конца 1990-х начала 2000-х годов.

Перспективы ТЭ связаны с появлением нового класса дешевых катализаторов на основе ферментов, заменяющих дорогостоящую платину и другие ценные металлы в топливной ячейке. Кроме того, коммерческое освоение космоса уже стало вопросом обозримого будущего, а в условиях космического пространства и внеземных колоний ТЭ — наиболее удобны и эффективны, так как могут использовать местное топливо. В 2015 г. на рынок вышли первые серийные автомобили на ТЭ: Honda FCX Clarity, Toyota Mirai и Hyundai Tucson Fuel Cell. При большом запасе хода эти машины такие же экологичные, как и электромобили.


Топливные элементы в офисе японской компании Softbank

Также, ТЭ являются идеальным источником энергии для дата-центров и используются компаниями CenturyLink, FedEx, AT&T, Wal-Mart, Google, Verizon, Ikea, Apple, Staples, Adobe, Coca-Cola, а также NASA. Многие из этих электростанций используют дешевый природный газ. Они не выбрасывают в атмосферу вредные продукты сгорания и могут устанавливаться непосредственно на территории офиса. Также на рынке появились новые гибридные энергосистемы, например, частная компания Bloom Energy предлагает установку, которая вырабатывает электричество с помощью солнечных панелей и/или ветряка, производит водород из воды, и хранит его для использования в ТЭ во время пиковых нагрузок, в темное время суток или штиль.

Компании – производители ТЭ получают выгоду от сдачи электростанций под ключ и долгосрочных контрактов на их обслуживание. В среднесрочной перспективе FuelCell Energy рассчитывает на рост именно в этом сегменте.

Таким образом, инвестиции в топливные элементы все еще сохраняют долгосрочные перспективы и в этом плане даже улучшили прогноз. Однако в краткосрочной перспективе ждать взлета производителей ТЭ не стоит.