Новый рынок: авиация инвестирует в электрические самолеты

В 2017 г. крупные производители авиатехники начнут производство первых самолетов на электрической тяге. Инвестиции в новое направление будут увеличиваться благодаря уникальному коммерческому потенциалу электросамолетов.

В отличие от традиционных летательных аппаратов (ЛА) электрические самолеты не используют дорогостоящие реактивные, газотурбинные или турбопоршневые двигатели, работающие на авиационном керосине или других видах ископаемого топлива. Вместо этого электросамолеты оснащены аккумуляторами и электродвигателями. Преимущество такого подхода в чрезвычайно высокой надежности, низкой цене и простоте эксплуатации летательного аппарата.

В апреле 2016 г. Siemens и Airbus подписали контракт, в рамках которого компании к 2020 г. продемонстрируют техническую осуществимость концепции электрических и гибридных двигательных установок. В настоящее время в проекте уже заняты около 200 сотрудников, а инвестиции достигли €20 млн. Первые 10 электросамолетов Airbus планирует выпустить уже в конце 2017 г. В конечном счете, и Siemens, и Airbus планируют создать разные модели электрических ЛА, начиная с небольших беспилотников, вертолетов и региональных самолетов и заканчивая самолетами средней дальности. По прогнозам Airbus, к 2030 г. на рынке появятся самолеты с вместимостью 100 пассажиров и дальностью полета до 1000 км.

Аналогичные разработки ведут в США, причем ими занимаются инженеры НАСА, имеющие большой инженерный опыт. Позднее эти разработки передадут американским аэрокосмическим концернам, прежде всего Boeing Company (BA, NYSE) и Lockheed Martin Corporation (LMT, NYSE).

В июне 2016 г. в НАСА объявили о планах по разработке полностью электрического самолета X-57 Maxwell. X-57 — это модификация легкомоторного самолета, у которого обычное крыло заменено длинным тонким крылом со встроенными 14 электродвигателями. X-57 Maxwell поднимется в воздух максимум через четыре года, а вся программа исследований концепции электросамолета рассчитана на 10 лет и обойдется в $790 млн.


Таким образом, совокупные инвестиции в разработку электрических ЛА быстро растут, а ведущие игроки рынка оценивают новое направление как одно из самых перспективных в авиастроении в ближайшее десятилетие. В авиатранспорте электротяга может совершить даже большую революцию, чем в автомобилестроении.

Электрические самолеты будут доступны намного более широкому кругу потребителей, причем не только благодаря меньше цене. Обслуживать и заменять электромотор намного проще, нежели эксплуатировать современный авиационный двигатель. К тому же электрический самолет может оснащаться избыточным количеством вентиляторных двигателей, то есть в случае отказа даже нескольких двигателей ЛА может совершить безопасную посадку. Также электротяга удобнее для инженеров, например, позволяет создавать летательные аппараты, способные садиться на маленькие площадки. При этом требования к хранению электрических ЛА ниже, ведь у них нет пожароопасных баков с керосином. Все это позволяет прогнозировать широкое распространение электросамолетов не только в традиционных сегментах авиаперевозок, но и в сегменте малой авиации и персонального транспорта. При это концепция электротяги соответствует современному тренду продажи лётных часов ЛА как сервиса.